Примерное время чтения: 7 минут
5697

Выплаты по ОСАГО изменятся: считать ущерб будут по-новому

/ Артем Житенев / РИА Новости

Сколько денег выплатят по ОСАГО, если автомобиль попадёт в ДТП? Зависит от того, как именно посчитает ущерб ваша страховая компания — так ответит любой эксперт-оценщик. На сегодняшний день в России действует сразу пять различных методик подсчёта, что приводит к многочисленным тяжбам между автовладельцами и страховщиками. Необходимость единой методики была очевидна с самого начала — она должна была появиться вместе с Законом об ОСАГО в 2002 году. Но Минтранс затянул с разработкой документа на целых 12 лет. В результате за создание такой методики в прошлом году взялся Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако накануне стало известно, что и Минтранс всё же подготовил некоторые поправки для оценки ущерба при ДТП. Что же конкретно предлагает каждая из сторон, и какая методика в большей степени отвечает интересам автомобилистов?

Так как предметом судебного спора чаще всего является стоимость деталей, РСА планирует создать гигантский ценовой каталог на запчасти, который покроет 80 % всех существующих автомобильных марок. Оставшиеся 20 % — либо редкие, либо просто отсутствующие в России. Но даже без них это около 70 млн позиций, средние рыночные цены на которые страховщики собираются обновлять каждый месяц. Согласно задумке, в будущем любой эксперт будет производить расчёт стоимости ремонта исходя только из этого каталога, что исключит возможность получения разных сумм у разных оценщиков. Со своей стороны, Минтранс предложил более простое решение — узнавать средние цены на запчасти у официальных дилеров. Как пояснили в Союзе автостраховщиков, именно расхождение в том, какие цены брать за основу при восстановительном ремонте — рыночные или дилерские — и является главным камнем преткновения между РСА и Минтрансом.

«Принципиальное различие наших предложений состоит в том, что Минтранс России при определении цены на запчасти исходит из цен официальных дилеров. Однако только порядка 30 % запчастей распространяются через дилерские сети, 70 % сертифицированных запчастей продаются не через дилеров. Кроме того, цены на дилерские детали зачастую на порядок выше, что удорожает стоимость ремонта. РСА при разработке методики ориентировался на актуальную ситуацию на рынке и исходил из средней стоимости запчастей в разрезе регионов, что более точно отражает сегодняшние реалии», — рассказали АиФ.ru в пресс-службе РСА.

Кроме того, ориентация при выплатах на дилерские цены приведёт к тому, что полис ОСАГО существенно подорожает, предупредили в РСА: «По нашему мнению, ориентация на дилерские цены при определении стоимости ремонта не отражает реальную ситуацию на рынке и не решит основную задачу создания единой методики — это сокращение количества судебных разбирательств. Но самое главное: такой подход вызовет существенное удорожание ремонта и, соответственно, значительное повышение тарифа ОСАГО».

Однако «каталожная» методика, предложенная страховщиками, также вызывает массу критики. Так, например, член экспертного совета РСА, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев убеждён, что ежемесячно актуализировать базу из нескольких десятков миллионов позиций не представляется возможным. «Тем более, что страховые компании и не будут заинтересованы в этом. Кстати, на это обстоятельство указывал Минюст — база всегда будет отставать от рынка. Вам подсчитали ущерб в одном месяце, а деньги выплатили в следующем — вот уже необходим перерасчёт», — отметил лидер ФАР.

А главе «Главстрахконтроля» Николаю Тюрникову, юристу, специализирующемуся на судах со страховыми компаниями, сама по себе не нравится идея, что нормативный документ в масштабах страны готовят те, кто потом будет выплачивать по нему деньги: «Понятно, что страховщики не упустят возможности пролоббировать свои интересы. Расчёт стоимость б/у деталей, восстановленных деталей, подсчёт всего, что только можно, по минимальной планке и прочие уловки. Конечно, методику должен создать Минтранс, совместно с Центробанком, без участия негосударственного РСА — тогда мы получим сбалансированный документ».

Впрочем, рядовым автомобилистам всё равно, кто напишет эту методику — главное, чтобы страховые выплаты производились без судебных проволочек и их хватало на ремонт. Чтобы узнать, какой подход в большей степени защищает интересы водителей и гарантирует им адекватные выплаты, АиФ.ru обратился к специалистам, непосредственно занимающимся оценкой повреждённых автомобилей. Проанализировав оба предложения, оценщики пришли к выводу, что и там, и там присутствуют недочёты, позволяющие легко занижать суммы выплат.

Так, например, эксперт-автотехник Федерации судебных приставов Евгений Ермолаев отметил, что среднерыночная цена запчасти, на которой настаивает РСА, формируется в том числе и с учетом прайса «серых» поставщиков неоригинальных деталей. «Конечно, не всегда оправданно покупать именно дорогие фирменные запчасти. Особенно когда речь идет о расходниках. Скажем, можно купить колодки TRV, точно такие же, которые Mazda просто пакует в свои фирменные коробки и берёт за это надбавку. Но если речь идёт о сложных деталях, электрике, датчиках — тут, безусловно, подходят только оригинальные детали. А при подсчёте среднерыночной цены, которая формируется с учётом "серых" аналогов, водитель вряд ли сможет купить себе оригинал», — объяснил он.

Лазейкой в предложении Минтранса являются скидки, которые официальные дилеры предлагают страховым компаниям. На это указал специалист-оценщик центра экспертизы «Альянс» Игорь Васильев: «Любая крупная страховая компания сотрудничает с официальными дилерами. Соответственно, расценки для неё будут существенно отличаться от расценок для обычного человека. Например, дилер напишет, что капот стоит 25 тыс. рублей, но в реальности он будет стоить на 3040 % дороже. При этом в суде страховая компания будет оперировать именно внутренним прайсом. Или в общем прайсе позиция будет присутствовать за нужные деньги, но купить её будет нельзя». Словом, с точки зрения защиты интересов автомобилистов, эти документы похожи на шило и мыло, заключил эксперт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах