Примерное время чтения: 5 минут
2315

«Убийцы пешеходов». Что делать, чтобы не стать заложниками электросамокатов

Надо запретить движение на электросамокатах везде, кроме лесных массивов и велодорожек, — считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. А также ввести регистрацию самокатов, а их владельцев и пользователей обязать сдавать экзамены по правилам дорожного движения, добавляет специалист. 

Напомним, что недавно глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил установить обстоятельства смерти актера Вадима Волкова, которого, как предполагается, сбил пьяный подросток на электросамокате.

С 1 марта 2023 года в Правилах дорожного движения используется формулировка «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). В эту категорию входят не только электросамокаты, но и моноколёса, электроскейты, гироскутеры, сигвеи, а также другие средства передвижения. В ПДД содержатся положения о том, как именно разрешается на них передвигаться. Кроме того, введен и ряд запретов. Например, СИМ позволено ездить по тротуарам, пешеходным зонам, велодорожкам и велопешеходным местам, а там, где таких мест нет, разрешено движение по обочине, либо в один ряд с правого края автодороги. Максимальная скорость, которую можно развивать на электросамокате, составляет не более 25 километров в час. Штраф за нарушение установлен в размере 1500 рублей. При этом у «водителей» СИМ нет обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия.

Можно ли контролировать движение электросамокатов и реально привлекать к ответственности тех, кто владеет и управляет ими? Об этом aif.ru поговорил в интервью с Виктором Похмелкиным.

Анрдрей Володин, aif.ru: Виктор Валерьевич, что, на ваш взгляд, делать с самокатчиками? В ПДД на движение электросамокатов и других подобных транспортных средств введен ряд запретов...

Виктор Похмелкин: Этих запретов явно недостаточно. Наоборот, электросамокаты фактически легализованы, введены в законодательство в качестве транспортных средств. Но нормального регулирования их передвижения нет. С моей точки зрения, оно может быть только одно: разрешить движение самокатов в местах, где вообще нет ни людей, ни машин — например, в лесных массивах, либо на велосипедных дорожках — то есть, передвижение по велодорожкам вместе с велосипедистами, где у велосипедистов был бы определенный приоритет.

Когда же электросамокатчики появляются либо на тротуаре, либо на проезжей части, они становятся очень серьезным фактором риска дорожно-транспортного происшествия — наезда на пешеходов, столкновения с другими самокатчиками. На проезжей части они рискуют сами стать жертвой ДТП и одновременно — его виновниками.

— Можно ли контролировать людей, которые ездят на самокатах, и привлекать к ответственности нарушителей сейчас? Осуществимо ли это вообще?

— Это крайне затруднительно, поскольку у электросамокатов и прочих СИМ нет регистрационных номеров, и нарушения с их участием нельзя квалифицированно зафиксировать с помощью видеокамер. Нет и полисов ОСАГО, поэтому, если человек, управлявший электросамокатом, стал виновником ДТП, с него ничего не получишь.

Электросамокаты и подобные им средства передвижения надо обязательно регистрировать, давать им номера. А владельцев и пользователей этих транспортных средств обязать сдавать экзамены по теории дорожного движения и только после этого допускать к нему.

Уже сейчас понятно, что эти предложения будут очень тяжело проходить в законодательстве, поскольку у эксплуатации электросамокатов и прочих СИМ очень сильное лобби. Неслучайно их так распространяют те, кто их производит, те, кто ими торгует, и те, кто сдает их в аренду. Все они стеной встанут, чтобы эти ограничения не были приняты. Но если не принять таких мер, количество ДТП с участием так называемых СИМ, жертв и тяжких повреждений на дорогах будет только расти. Мы все станем заложниками электросамокатчиков.

— Смогут ли и захотят ли сотрудники Госавтоинспекции контролировать и задерживать нарушителей на электросамокатах?

— Нет, конечно. Им это совершенно неинтересно. Во всяком случае сейчас, пока у самокатов нет регистрационных номеров, полиса ОСАГО, специального водительского удостоверения. Если у СИМ будут номера, значит, можно будет с помощью фото- и видеофиксации вычислить их собственников, выяснить, кто управлял самокатом или моноколесом в момент нарушения правил, и привлечь этих людей к ответственности — точно так же, как привлекают к ней водителей мотоциклов. Попал под камеру — будь добр, плати штраф.

При таких скоростях движения такие транспортные средства должны быть приравнены к мотоциклам, мопедам и скутерам.

— Почему в таком случае не разрешить им ездить по дорогам и улицам?

— Потому что электросамокатчики не защищены — например, шлемом.

— А если, скажем, обязать их пользоваться при движении защитой в виде застегнутого мотошлема, наколенников и т. п.?

— В таком случае им можно разрешить движение по дорогам по таким же правилам, как и велосипедистам: по правому краю проезжей части и по обочине и при обязательном соблюдении всех правил дорожного движения. Но все равно риск останется, поскольку каждый водитель будет оставаться в напряжении: как бы откуда-то внезапно не выскочил электросамокатчик. С велосипедами в этом отношении дело обстоит гораздо безопаснее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах