Правда ли, что пожилые водители чаще попадают в ДТП?
Время от времени слышны призывы ограничить водителей старше 70 лет и даже 80 лет в управлении автомобилями. Предлагаются дополнительные медицинские осмотры и иные юридические мероприятия, способные поставить пожилых автомобилистов в невыгодное положение по сравнению с иными возрастными группами. Между тем такие действия противоречат принципам равноправия, заложенным в Конституции, и не могут применяться выборочно. Да и нужно ли это?
Опасная молодежь
Не секрет, что у пожилого человека помимо сердечно-сосудистых заболеваний могут быть различные когнитивные расстройства. Они влекут за собой снижение концентрации внимания, притупление памяти и ухудшение реакций на нештатные ситуации. Когда возникает опасность, на дороге пожилые водители возрастом свыше 70 лет реагируют на нее по-иному, нежели молодые. Но это не значит, что их действия представляют опасность. Скорее наоборот. Об этом свидетельствуют исследования влияния возраста на аварийность, которые проводились во многих странах мира.
По данным Организации европейского сотрудничества и развития, которые накапливались и систематизировались за период с 1990 по 2006 годы, самой опасной группой водителей были признаны вовсе не старики, а автомобилисты в возрасте от 18 до 24 лет. На молодых людей количество аварий со смертельным исходом приходилось почти вдвое больше, чем на представителей других возрастных категорий.
Дело в том, что неопытная молодежь часто пускается в смелые авантюры на дорогах, которые заканчиваются не всегда благополучно для участников движения.
Исследование экспертов из Британского института профессиональных автомобилистов (IAM — British Institute of advanced motorists) также выявило, что водители старше 70 лет реже становятся участниками аварий, чем их более молодые коллеги. Только 4% ДТП, совершенных пенсионерами, оборачивались гибелью людей. Однако другие возрастные группы не только провоцировали аварии, но и убивали не только себя, но и пожилых водителей.
Разность ментальностей
По оценкам доктора медицинских наук, профессора, заведующий кафедрой терапии и возрастной медицины ИПК ФМБА Андрея Ильницкого, пожилые водители вполне способны справляться с дорожными ситуациями, однако в силу своих когнитивных особенностей, возрастного спокойствия и выдержанности, они не всегда могут предсказать, как поведет себя молодежь. А более дерзкие автомобилисты, склонные к спортивным стилям вождения, видят в законопослушных «тихоходах» помеху для реализации своего водительского «мастерства».
Другими словами, пожилые на дороге ведут себя иначе, отчего нередко раздражают молодых водителей, которые стремятся идти на опасные обгоны и ждут от других участников движения быстрых реакций на свое лихачество. В итоге именно пожилые водители реже успевают отвернуть, уклониться от налетающих на них машин, отчего становятся жертвами лихачей, однако сами они редко когда провоцируют аварии.
Об этом косвенно свидетельствует и данные Российского союза автостраховщиков (РСА). Старшие водители с большим опытом считаются хорошими клиентами при покупке ОСАГО. Полис, как правило, стоит для них дешевле из-за меньшего количества ДТП. Поэтому РСА при расчете стоимости ОСАГО не видит необходимости изучать аварийность пожилых водителей, которая в сравнении с начинающими автомобилистами, ездящими за рулем менее 3 лет, оказывается несущественной.
Между тем это не значит, что медицинский контроль за пожилыми водителями не ведется. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдается на два года. Тем же, кто занимается профессиональными перевозками, а также для лиц, которым не исполнился 21 год, и тем, кто имеет определенные заболевания, справку надо обновлять ежегодно. Пожилые люди, имеющие ряд возрастных заболеваний, попадающих в списки Минздрава, обязаны это делать, потому как сотрудники ГИБДД вправе проверить у них медицинскую справку.