В столице хуже всего обстоят дела со сдачей экзаменов в ГИБДД. На печальную статистику влияет множество факторов: и более жёсткие условия, и особенности дорожной обстановки, и необъективность экзаменаторов.
«Конечно, стыдно, что на всю страну объявлено: Москва — самый слабый регион по сдаче экзаменов. Лишь 10% учеников автошкол успешно проходят испытания с первого раза, тогда как в регионах, по нашим данным, — 50–60%. Но, возможно, это связано с тем, что в столице более жёстко требуют с кандидатов. По данным отделений «Гильдии автошкол», в других регионах более лояльно относятся к приёму экзаменов, и процент сдачи там гораздо выше. Возможно, это связано и с коррумпирующей составляющей. Результат экзамена напрямую зависит от объективности экзаменатора. Мы можем провести эксперимент — сами проэкзаменовать любого экзаменатора и доказать, что, субъективно оценивая навыки управления автомобилем в городских условиях, можно «срезать» любого, причём уличить нас в предвзятости будет невозможно», — объяснил проблему со сдачей экзаменов председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.
Но от того, с какой попытки и в каком регионе ученик получил права, аварийность зависит мало. Корень проблемы глубже. Провалилась реформа системы подготовки в автошколах в целом. И цифры об этом красноречиво говорят. В прошлом году произошло 15 тысяч ДТП с участием водителей-новичков, в которых погибло полторы тысячи человек.
После реформы увеличилось число часов теории и занятий на закрытых площадках. Но это не снизило аварийность на российских дорогах. Причём сами учебные заведения отмечают, что вынуждены готовить учеников по архаичным программам. Они давно не годятся и не рассчитаны на современные реалии. По мнению экспертов, упор необходимо делать на практические занятия в реальных городских условиях. При нынешней программе, когда учеников натаскивают на сдачу экзамена, а не готовят к жизни, начинающий водитель даже после получения прав не чувствует себя уверенным на дороге.
«На «город» программы обучения отводят всего 17% времени. В результате мы учим будущих водителей в «стерильных условиях», на закрытых площадках, где кандидат в водители механически выполняет упражнения, а ведь основное на дороге — это уметь прогнозировать ситуацию в потоке», — считает Сергей Лобарев.
К слову, на эту мысль наталкивает и зарубежный опыт. Во многих европейских странах, в том числе в Германии с её высоким уровнем автомобилизации и низким процентом аварийности, занятия на закрытых автодромах не проводятся. Ученики осваивают навыки вождения сразу на дороге.
«В Германии предусматривают вождение на автобане (два часа), в тёмное время суток (три часа). В нашей стране обучение на скоростных дорогах запрещено. Кроме того, в немецких автошколах практикуется вождение в местах, где чаще всего происходят ДТП («очаги аварийности»), что, несомненно, положительно сказывается на подготовке водителей», — рассказывает председатель правления «Гильдии автошкол».
Ещё один шаг для улучшения подготовки водителей — обучать дорожной грамотности со школьной парты. Очевидно, нынешней пары «автомобильных» уроков ОБЖ недостаточно. Поэтому «Гильдия автошкол» направила в Минобрнауки программу для обучения школьников правилам дорожного движения.
«Необходимо повышать ПДД-грамотность с раннего детства. Предлагаем с первого по четвёртый классы в школе увеличить до восьми часов в год изучение раздела «Безопасность на дороге» на уроках «Окружающий мир». С пятого по девятый классы необходимо увеличить число часов, выделяемых на изучение безопасности дорожного движения, — до 16-ти в год на теорию и до четырёх на практику. С десятого по одиннадцатый класс следует ввести отдельный учебный предмет «Правила дорожного движения» (20 часов). Его надо сделать обязательным, ведь выпускник должен уметь адекватно оценивать ситуацию дорожного движения, соблюдать правила безопасности как пешеход, велосипедист и пассажир транспортного средства. Наши эксперты считают, что для подтверждения будущим выпускником этих знаний требуется изучение правил дорожного движения с последующим экзаменом и получением сертификата. Качественное обучение ПДД возможно только при проведении обязательных практических занятий. Предлагаем разработать проекты школьных учебно-игровых велоплощадок не только для теории, но и для практики», — рассказал Сергей Лобарев.
Минобрнауки предложение ещё предстоит изучить. Всё-таки изменения в школьной программе, тем более с применением технических средств, потребуют финансовых затрат. Впрочем, в «Гильдии автошкол» не видят в этом проблемы.
«По нашим расчётам, основные расходы пойдут на повышение квалификации учителей ОБЖ, которым придётся вести уроки по изучению ПДД, на изменение учебных планов, разработку образовательных программ, подготовку документации», — добавил Сергей Лобарев.
Это, в любом случае, немного, учитывая удручающую ситуацию с детской смертностью на российских дорогах. По статистике ГИБДД, в 2015 году в ДТП погибло 737 и ранено около 21 тысячи детей.