Ведущие автопроизводители стали отказываться от высоких скоростей. Тренд, главенствовавший в мировой индустрии в последние 20 лет и превративший некогда практичные машины в болиды с низким дорожным просветом, постепенно сходит на нет. Глава группы компаний Renault Лука де Мео объявил, что французский бренд будет ограничивать максимальную скорость своих машин на рубеже 180 км/ч. Бортовая электроника будет учитывать особенности вождения водителя, а также дорожную обстановку и в случае необходимости принудительно сократит максимальную скорость еще больше.
В прошлом году о подобном решении заявил глава концерна Volvo Хокан Самуэльссон. Скорость новых шведских машин тоже не должна теперь превышать 180 км/ч.
Почему уже не нужно ездить быстро?
Главная причина, по которой автомобили не должны передвигаться со скоростью свыше 180 км/ч, — это невозможность для электроники контролировать окружающую обстановку при таком темпе движения. Адаптивный круиз-контроль, технология торможения перед препятствием, а также системы помощи водителю перестают своевременно реагировать на быстро меняющиеся условия, а значит, их роль в осуществлении безопасности дорожного движения на высоких скоростях полностью стирается. Возникает риск тяжелых аварий.
Кроме того, разрабатываемые системы автопилотирования не могут пока ездить быстрее 180 км/ч. В этом отношении создается техническая коллизия, когда человек за рулем может помешать автопилоту на дороге.
Дело в том, что автомобиль, проносящийся по немецкому автобану мимо машин с автопилотом со скоростью 250 км/ч, может привести к неправильной оценке ситуации и ошибочным действиям электроники. Поэтому искусственное ограничение скоростного режима может обезопасить всех участников движения в общем потоке транспорта.
Контроль за водителем и за поворотами
По словам главы группы компаний Renault Луки де Мео, человек, как и электроника, плохо реагирует на опасности, если скорость превышает 180 км/ч. До трети смертельных аварий на безлимитных автострадах связано с движением по ним на слишком высоких скоростях.
Как утверждает глава компании, все машины Renault или Dacia — независимо от модели — вскоре в базовой комплектации будут оснащены автоматическим регулятором под названием «Инструктор безопасности», который сможет корректировать разрешенную скорость в соответствии с дорожными указателями и данными геолокации.
К примеру, электроника начнет вмешиваться в управление и снижать скорость, руководствуясь данными о транспортном средстве, о прогнозе погоды, или просто посчитав, что водитель устал и ему пора отдохнуть. В расширенной версии система следит за способностью человека реагировать на дорожную обстановку. В тот момент, когда электронный блок управления (ЭБУ) обнаружит, что руки водителя не находятся на рулевом колесе и человек заснул или с ним случился сердечный приступ, автомобиль автоматически сбросит скорость и припаркуется в безопасном месте.
Ограничитель скорости «Инструктор безопасности» также учитывает опасные повороты и перекрестки с круговым движением. Управляющий компьютер будет пользоваться картами навигации и получать данные от облачных сервисов. Если он увидит впереди крутой поворот или обнаружит гололед, то скорость машины будет принудительно снижаться до безопасного предела. И как сильно бы водитель ни хотел ехать быстрее, это не получится.
Три фактора аварийности
Компания Volvo Cars провела исследование и выявила три основных фактора, негативно влияющих на безопасность дорожного движения. Компания назвала эти факторы «пробелами», которые помешали достижению заявленной в начале XXI века цели так называемой «нулевой смертности» в рамках программы Vision 2020, в соответствии с которой люди больше не должны гибнуть в новых машинах Volvo.
«Нет никаких причин, по которым автомобиль должен ехать быстрее 180 км/ч, — заявил Хокан Самуэльссон в интервью «Шведскому радио». — Мы вводим ограничение скорости не только для спасения жизней в машинах Volvo, но также и потому, что это должно стать приглашением к дискуссии о том, что мы можем сделать для повышения безопасности движения в целом».