Может ли система ЭРА-ГЛОНАСС подслушивать водителя и пассажиров?
В машине люди чувствуют себя изолированными от внешнего мира и любят делиться сокровенным. Но это ощущение обманчиво. Нужно ли заклеивать микрофон ЭРА ГЛОНАСС пластырем, чтобы защитить свои секреты?
ЭРА ГЛОНАСС представляет собой систему экстренного оповещения при ДТП. Основная ее цель — немедленное реагирование экстренных служб при аварии на всей территории нашей страны.
Система формирует пакет сигналов с закодированной в цифровую форму информацией о точном местоположении, о характере ДТП, а так же сведения об автомобиле и количестве путешествующих пассажиров, определяющихся по застегнутым ремням безопасности.
Во время ДТП система с помощью специальных датчиков фиксирует удар и его силу или переворот машины и по каналам мобильной связи пересылает эту информацию. Также водитель или один из пассажиров может самостоятельно отправить просьбу о помощи, нажав кнопку SOS.
Информация поступает оператору, который предпринимает попытку связаться с водителем через микрофон и динамик. Если удается установить связь, оператор просит подтвердить факт аварии, после чего передает всю имеющуюся информацию экстренным службам. Водитель может отказаться от вызова служб, если нажал кнопку случайно или в работе системы произошёл какой-то сбой.
«Согласно требованиям ГОСТ 54620-2011, данное устройство работает в момент нажатия кнопки SOS или во время сильного ДТП. — рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов „ОСА“ Алексей Румянцев. — Работа в режиме трекера (постоянной слежки) спецификациями проекта не предусмотрена. Терминал лишь принимает навигационный сигнал, вычисляет координаты и отправляет в центр обработки данных. Функций слежки или „просушки“ в устройстве не предусмотрено».
Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность частной жизни. Информацию о ней нельзя собирать, хранить и использовать без согласия человека. Нарушение данных конституционных норм преследуется по закону — по статье 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», которая гласит, что «незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей».
«Право на скрытый сбор информации о человеке имеют только правоохранительные органы в исключительных случаях при проведении следственных или оперативно-розыскных мероприятий. Если спецслужбы и решили кого-то послушать, то проще это сделать через мобильный телефон, который есть у каждого», — замечает Алексей Румянцев.
«Прослушивать каждого человека в автомобиле бессмысленно, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Эти колоссальные объемы аудиоинформации просто негде хранить. Да и приборы ЭРА ГЛОНАСС не позволяют пока поставить это дело на поток. Но вот в случае необходимости правоохранительные органы могут использовать все имеющиеся технические средства для слежки за лицами, подозреваемыми в противоправных действиях».
По сути, в ГЛОНАСС встроен небольшой мобильный телефон, по которому осуществляется связь с операторами спасательных служб. Через микрофон на потолке можно поговорить с ними и вызвать помощь. Однако операторы могут активировать микрофон и самостоятельно после поступления автоматического сигнала об аварии. Это необходимо, чтобы знать, что происходит в машине, живы ли люди и находятся ли они в сознании. При необходимости специалисты могут подсказать, как поступить пострадавшим, пока помощь еще не прибыла.
Этот встроенный микрофон уже используется и другими службами, в том числе сервисом на дорогах. К примеру, по нажатию кнопки вызова водитель может заказать эвакуатор, шинный сервис или канистру бензина и даже кофе, если он встал где-то загородом. В течение двух часов все необходимое обещают подвести. При этом, месторасположение автомобиля опознается через сигналы спутниковой навигации.
А так как мобильные телефоны легко подслушиваются, то и ЭРА-ГЛОНАС уязвима перед внешним вмешательством. При необходимости встроенный микрофон может быть активирован дистанционно. Причем заниматься этим могут не только специалисты государственных структур, но и хакеры. В прошлом году начата работа по усовершенствованию систем защиты ЭРА-ГЛОНАСС, с целью защитить автомобиль от информационных атак. Но до сих пор опасность незаконного вмешательства извне по каналам выделенной связи не устранена полностью.
Значит ли это, что в каждой новой машине нужно пластырем заклеивать микрофон на потолке, опасаясь шпионов? Конечно, нет, так как в случае реальной опасности операторы служб спасения не могут помочь пострадавшим.