Яркое солнце не только утомляет водителей, но и имеет массу побочных эффектов для дорожного движения. Возникают оптические иллюзии и светотеневая игра, дезориентирующие водителей. Автомобилисты начинают делать серьезные ошибки. В итоге ездить при ярком солнце становится не менее опасно, чем ночью. Какие же основные трудности встают перед водителями и как с ними бороться?
Радужные разводы
ГИБДД предупредила водителей о том, что яркие солнечные лучи могут ослеплять и дезориентировать, особенно в утренние часы, а также ближе к вечеру, когда солнце стремится к горизонту. Солнечные лучи бьют в глаза, бликуют и рассеиваются. Пылинки, разводы или царапины на ветровом стекле обретают вокруг себя радужные свечения и рассеивают свет, который создает обширное поле засветки. Стекло на мгновения мутнеет и теряет прозрачность. В определенные моменты водитель не может разглядеть мелкие предметы, а о наличии крупных догадывается только по их очертаниям. В такой засветке можно не увидеть попутный автомобиль. светофор, яму на дороге или, что еще хуже, пешехода. Возникает риск попасть в ДТП. Поэтому стекло должно быть тщательно вымыто автошампунем и выскоблено микрофиброй не только снаружи, но и изнутри.
Миражи и иллюзии
Солнечный день опасен своими оптическими иллюзиями. Асфальт нагревается, и рядом с землей возникает прослойка горячего воздуха. Из-за особенностей преломления возникает эффект миража, когда черный асфальт при взгляде издалека светится и искрится как зеркало. Если какой-то объект попадает в эту область, то возникают оптические искажения по примеру пустынных миражей. Машина иной раз кажется дальше, чем есть на самом деле, что дезориентирует. Но чаще транспортные средства сливаются с отблесками на дороге и их очертания перестают считываться.
Опасна ситуация, когда автомобиль едет без включенных фар ближнего света. Тогда его темный кузов полностью теряется на фоне залитого солнечными бликами дорожного полотна. Поэтому не всякий водитель может заметить издалека такую невидимку. Некоторые лихачи выскакивают на встречную полосу для обгона и затем не могут понять, как встречная машина могла материализоваться у них прямо перед носом.
Опасны автомобили, передвигающиеся без ближнего света фар или с горящими габаритными огнями.
Фары дальнего света помогают разрушить иллюзию. Они дают четкий ориентир своей стабильной формой и расположением. По расстоянию между двумя фарами водители могут интуитивно рассчитать расстояние до транспортного средства. При этом свет от дневных ходовых огней (ДХО) бесполезен. Светодиоды теряются среди бликов.
Маскирующие тени
Опасны в солнечный день и резкие контрастные тени, создающиеся лесополосой по обеим сторонам дороги. Они ложатся на проезжую часть как маскирующая сеть и путают очертания любых объектов. Глаза водителя не могут уловить фронтальные силуэты, и мозг не реагирует на встречные машины, как это обычно происходит в пасмурную погоду, когда рассеянный облаками свет не создает теней.
В итоге водитель с удивлением для себя видит, как встречное транспортное средство словно материализуется из тысяч бликов и теней в одно угрожающее препятствие. И, если кто-то, не заметив встречной машины, уже отправился на обгон, его ждут несколько неприятных мгновений, которые придется пережить, прежде чем найти свободное место на своей полосе дороги. Из-за теней и яркого света заметность предметов вдалеке становится такой же, как в сумерки.
Самым действенным методом для разрушения маскирующего эффекта теней являются те же фары ближнего света. Они видны издалека и служат прекрасным ориентиром для других водителей.
Очки стирают надписи на экранах
Солнечный свет утомляет водителя, из-за этого может развиться головная боль, ухудшается реакция. Поэтому автомобилисты пользуются солнечными очками с поляризующими стеклами, которые способны фильтровать отраженный свет. Бликов становится меньше, но вместе с ними фильтрующий слой линз на очках отсекает слабые отблески от кузовов встречных машин, по которым и определяются габариты транспортного средства.
Кроме того, поляризационные очки отсекают часть света от приборных панелей и от информационного экрана на центральной консоли, если они, конечно, не аналоговые, а цифровые. Проекционный экран на ветровом стекле и вовсе перестает работать, из-за чего водитель испытывает трудности с быстрым считыванием информации. Приходится всматриваться в приборную панель, чтобы через поляризационные фильтры рассмотреть какие-то важные обозначения.
В общем, к этим эффектам нужно быть готовым и меньше рисковать на дорогах в солнечную погоду.