Примерное время чтения: 7 минут
1907

Игра в «шашечки». Какие изменения с 1 сентября произойдут в работе такси

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Удалось не нажать на собачку 28/06/2023
Кристина Кормилицына / РИА Новости

Согласно исследованию ВЦИОМ, услугами такси пользуются более 60% россиян. О стоимости перевозок, уровне безопасности поездок и изменениях в таксомоторной отрасли, вступающих в силу с 1 сентября, специально для aif.ru рассказал президент ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов.

Евгений Никтовенко, aif.ru: Михаил Анатольевич, после 1 сентября заказ от клиента сможет принять только внесенный в специальный реестр водитель такси, но пока эти реестры не созданы. Мы в начале осени не останемся без услуг перевозчиков?

Михаил Михайлов: Такси как было, так и останется, машины никуда не денутся. Но у агрегаторов действительно могут возникнуть некоторые проблемы. В соответствии с вступающим в силу законом они не смогут передать заказ незарегистрированному в реестре водителю. Сейчас агрегаторы используют труд в том числе и нелегальных перевозчиков, и с 1 сентября закон обязывает их прекратить эту практику. Кто не выполнит требование закона, должен будет уйти с рынка.

— Но россияне уже привыкли вызывать такси при помощи приложений, если агрегаторы не выполнят требования закона, нам не придется опять ловить свободные машины, размахивая руками на обочине?

— Вся информация в электронном виде уже подготовлена, на создание реестра технически потребуется буквально несколько дней. Поэтому к 1 сентября агрегаторы уложатся. В самом крайнем случае, возможно, будут какие-то сбои в течении первых 2-3 дней. Тогда, конечно, клиентам придется вспомнить про общественный транспорт или навыки «голосования» на обочине для остановки такси, но это маловероятно, волноваться по этому поводу не стоит.

Работа на износ

— А по поводу безопасности поездок в такси волноваться стоит?

— На сегодняшний день есть проблемы с обеспечением безопасности перевозки пассажиров в такси. Дорожно-транспортных происшествий, действительно, довольно много. 

— Поэтому Госдума 13 июня приняла закон об обязательном страховании пассажиров такси?

- Сейчас уже существует ОСАГО для такси, которое, кстати, стоит примерно в 7 раз дороже страховки для личного пользования. Максимальные выплаты по ней при наступлении страхового случая предусмотрены до 500 тыс. руб. Теперь на таксомоторную отрасль распространяют закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Это будет уже двойное страхование. Можно добавить еще какую-нибудь третью страховку, четвертую — водитель от этого безопаснее управлять автомобилем не станет.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

— Что же мешает?

— Переработка, усталость водителей являются главными причинами аварийности. Представьте состояние человека, отработавшего за баранкой 16 часов подряд! И если новый клиент сделает ему выгодный заказ, он возьмется за его выполнение, даже если у него уже «глаза слипаются». Очевидно, что никакая страховка не гарантирует безопасности ни самому водителю, ни его пассажиру. Кроме того, таксистам никто не оплачивает больничных или отпускных, если не вышел в рейс — значит, не заработал. Но расходы оплачивать нужно, вот они и работают буквально на износ, только за последний месяц 4 водителя умерли за рулем от переутомления. О какой безопасности пассажиров тут можно говорить!

— Но правительство установило, что таксист не может работать более 40 часов в неделю и 8 часов в сутки.

— Эта норма вступает в силу с 1 сентября, и я жду с нетерпением этой даты. Очень хочется посмотреть, как будет регулироваться рынок. Надеемся, что это будет реальный контроль, а не просто красивые слова. Если привести графит водителей в соответствие с положениями постановления, то они не будут перерабатывать, и это реально повысит безопасность поездок в такси. Правда, 2 года назад в Москве уже были подобные попытки ограничить рабочее время водителей, и с тех пор ничего не изменилось. Очень хочется надеяться, что постановление федерального правительства будет исполнятся более строго. 

— Но водители явно не захотят терять в заработках, и если они станут работать меньше времени, то повысится стоимость их услуг?

— Да, в худшем случае немного, на считанные проценты, плата за поездки в такси может подняться. Но, учитывая все положения нового закона, цены не должны измениться. В идеале немного пожертвовать своими доходами должны агрегаторы, ведь иногда их комиссии доходят до запредельных 40% от суммы заказа. Тогда водитель сможет заработать за 8-9 часов те же деньги, что сейчас он получает за 16 рабочих часов, а для клиентов стоимость услуг такси не изменится. При этом количество дорожно-транспортных происшествий радикально снизится, ведь в основном профессионализм и опыт таксистов выше обычных водителей личных автомобилей.

— Можно ли винить в высокой аварийности водителей-мигрантов, плохо знакомых с географией города или с российскими ПДД?

— Действительно, за рулем таксомоторов много иностранцев. Но этническая принадлежность водителя не является причиной аварийности. Просто люди не могут обеспечить требуемый им уровень дохода, и вынуждены работать чуть не круглосуточно, только переработка виновата в частых ДТП с такси. Каждому водителю нужно отработать стоимость аренды транспортного средства, это в среднем 2 тыс. руб. за машину эконом-класса ежесуточно, включая субботу и воскресенье, плюс проценты агрегатору, плюс бензин, мойка, и прочее. Получается, утром водитель проснулся — и уже должен всем денег, и только через 8-9 часов он «отбивает» расходы и начинает работать на себя. Конечно, отсюда усталость, что напрямую сказывается на аварийности. Национальность тут не при чем, утомление одинаково сказывается на всех людях. 

— За «здоровьем» автомобиля, его техническим состоянием кто-то следит?

— Каждая машина должна проходить ежедневный предрейсовый техосмотр. Но инфраструктуры для этого нет. Например, на всю Москву приходится не более 10 пунктов предрейсового осмотра, что ничтожно мало. Поэтому по факту подавляющее большинство машин такси не проходят контрольный осмотр. Пассажирам в этом смысле можно утешаться только тем, что почти все автомобили, находящиеся в эксплуатации, качеством гораздо выше, чем ГАЗ-21 «Волга», составлявшие основу таксопарков раньше. 

Километро-рубли 

— Многие россияне заметили, что за последний месяц существенно выросла стоимость поездок в такси, почему это происходит?

— Со стороны водителей никто цен не поднимал, таксисты больше зарабатывать не стали. С учетом изменений, которые вступят в силу 1 сентября, есть риск, что поездки немного подорожают, но мы заинтересованы в том, чтобы этого не произошло. Возможные дополнительные расходы нужно компенсировать не за счет пассажиров, а за счет агрегаторов. Например, у Яндекса средняя комиссия для физических лиц составляет 25-30% от стоимости заказа, у других операторов ставки поменьше. Если службы заказов немного поделятся своими доходами, то никаких повышений цен не произойдет.

— А что мешает водителям перейти к тем операторам, которые берут наименьшую комиссию?

— Практически монопольное положение Яндекса. Например, в Москве и Подмосковье он контролирует более 90% рынка. 

— Жители крупных городов жаловались на сбои в геолокации, вызванные машины приезжали совсем не туда, где ждал их клиент. Ситуация исправилась? 

— Сбои стали не такими массовыми, фиксировались в основном только в центре Москвы, но еще в начале июня жалобы от клиентов и водителей были.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах