aif.ru counter
2458

«Чёрный ящик» знает. Зачем тахограф автобусу и грузовику?

Все материалы сюжета Безопасная дорога

Уже почти месяц, как пассажирские и грузовые перевозчики должны забыть об аналоговых тахографах и использовать только цифровые. А зачем вообще они нужны в кабинах водителей?

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Чем чревата усталость?

Водитель с дорогой всегда tet-a-tet. И даже если есть напарник, то, не будучи за рулём, он чаще всего отдыхает. А тот, кто крутит баранку, с какой скоростью едет? Делает ли остановки в пути? Кто может уследить за этим? Только тахограф.

Читайте также: Держи дистанцию. Как ГИБДД предлагает снижать аварийность на дорогах?

Эти «чёрные ящики» для автомобилей появились в Европе в 1970-х и стали ответом на запрос владельцев автопредприятий. Те, конечно же, хотели контролировать своих водителей, но из коммерческого интереса - чтобы не заезжали «налево», чтобы соблюдали экономный скоростной режим. Однако со временем тахограф стал одним из инструментов для соблюдения требований дорожной безопасности. И в оперативных сводках о ДТП с грузовиками и автобусами теперь часто говорится: точные причины аварии сотрудники ГИБДД сообщат после расшифровки записей тахографа. Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин считает, что тахограф дисциплинирует водителей: «Нарушение скоростного режима и переработки прекрасно видны в истории записей прибора. Но речь идёт не просто об ответственном управлении транспортным средством, но и о безопасности для всех участников дорожного движения. Тяжесть последствий ДТП с участием грузовиков практически на треть выше, чем с участием легкового автотранспорта. А вероятность аварии сильно возрастает, если водитель у руля больше 4 часов. Тахограф мотивирует делать остановки, чтобы восстановить силы и внимательность». 

18 мая в Ипатовском районе Ставрополья водитель бензовоза превысил скорость, не справился с управлением, врезался в дерево и съехал в кювет. Выяснилось, что он пренебрегал отдыхом и, конечно, устал. Поздно вечером 13 июня водитель небольшого грузовика, ехавший из Ульяновска в Волгоград, уснул за рулём и врезался в «КАМАЗ». Усталость водителя - одна из важнейших причин аварий с участием грузового транспорта. Поэтому тахографы столь важны, что их показания признаются судом и становятся основанием для взысканий со стороны правоохранительных органов стран - участниц Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).

Тахограф
 

Шаг за шагом

В нашей стране о соответствии требованиям ЕСТР заговорили в 90-е. Сначала в законодательстве появилась норма, по которой тахографы в автобусах для перевозки 20 и более пассажиров и в грузовиках массой свыше 15 тонн должны были устанавливать заводы-изготовители, если заказчик собирался использовать их для междугородных и международных перевозок. Но планов заказчиков производители не знали - и приборы тогда так и не появились. В 2009 г. правительство приняло постановление (№ 720 от 10.09.2009 г.), где правила прописало уже конкретно. Вышел и технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств», который стал основным законодательным актом в этой области.

Так как регулятором назначено Министерство транспорта РФ, дальнейшие шаги делаются на основании его документов. В 2013 г. вышло сразу два приказа: № 36 определил типы транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, требования к водителям, предприятиям и приборам, а также порядок их калибровки и оборудования блоками криптографической защиты, а приказ № 273 установил порядок и сроки оснащения тахографами транспортных средств. Худо-бедно «чёрные ящики» появились в российских автобусах и грузовиках. Хотя до сих пор не все владельцы стремятся выполнить это требование. Последние проверки Госавтоинспекции в Рязанской области выявили 18 нарушений, в Курганской - 97: в машинах либо обнаружены неисправные приборы, либо их там не было вовсе. В Тыве проверили автобусы междугородного сообщения - в 22 тахографы отсутствовали. 

Между тем новым приказом № 348 определены требования к контрольным приборам, которые теперь должны отвечать нормам ЕСТР или внутреннего законодательства, т. е. приказу Минтранса № 36. Тахографы, им соответствующие, практически исключают возможность вмешательства извне (никаких «подмотать пробег»!), имеют криптографическую защиту записанной информации и могут передавать данные онлайн. 

Кто виноват?

Благодаря цифре и режиму онлайн эти данные могут оперативно получать владелец транспорта, ГИБДД, Ространснадзор и система управления транспортными потоками. А это, безусловно, повысит безопасность на дорогах. Правда, нужно и ответственность разграничить. 

Игорь Левитин, помощник президента, на одном из «круглых столов» описал такую ситуацию. Водителя в пути никто не остановил для проверки. А он нарушал режим труда и отдыха и в результате заснул за рулём, став участником ДТП. Владелец грузовика считает, что не виноват, ведь он оборудовал автомобиль тахографом и выдал водителю деньги на отдых в гостинице. Тем не менее, объяснил помощник президента, ответственность всё равно на собственнике. «Необходимо, чтобы у тахографа появилось дистанционное управление и владелец автомобиля смог бы получать сведения о рабочем дне водителя», - считает он. 

Меньше штрафов - больше ДТП

На состоявшемся в марте этого года заседании президиума Госсовета Светлана Орлова, губернатор Владимирской области, сказала: «При общем снижении уровня аварийности в стране количество происшествий с участием автобусов выросло на 25,3%. Одна из причин - перевозки пассажиров под видом заказных. Водителей можно наказывать, но есть те, кто даёт им эти задания». Об ужесточении ответственности говорят и эксперты. 

Впрочем, на крупные автопредприятия управу ещё можно найти. А если владелец автомобиля - частное лицо? Массовая автомобилизация последнего времени (с 2004 г. автопарк страны вырос почти на 60%) обернулась повышением интенсивности движения и ростом ДТП. И не надо думать, что речь только о легковых авто. C 2004 г. парк грузовых машин прирос более чем на треть - с 4,6 млн до 6,2 млн. Но у юрлиц он не увеличился - наоборот, за 11 лет сократился на 4%. А вот у физических - 80% прироста! В 2015 г. доля грузовиков, принадлежащих гражданам, составила 61%. 

Эксперты называют этот бум способом ухода от налогов и признают, что, работая «в серую» с транспортными компаниями или напрямую с заказчиками, водители-частники уходят от ответственности и штрафов, которые ждут юрлиц, - за ту же неустановку тахографа или несоблюдение режима труда и отдыха.Закономерность очевидна: штрафов и налогов меньше - аварий больше. По статистике ГИБДД, в 70% ДТП с пострадавшими и 68% с погибшими, случившихся по вине водителей грузовиков, машины принадлежали физическим лицам. Около 4% ДТП в 2015 г. произошло по вине водителей грузовиков в состоянии опьянения. И подавляющее их большинство - 347 из 428 - совершено водителями автомобилей, принадлежащих физическим лицам. «Целесообразно установить единые требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, вне зависимости от того, кому они предъявляются - физическим лицам, юридическим или индивидуальным предпринимателям, - считает Максим Соколов, министр транспорта РФ. - В конечном счёте пассажирам, а тем более тем, кто пострадал в дорожно-транспортных происшествиях, абсолютно всё равно, кто собственник».

Читайте также: Будущее сегодня: автомобильные технологии, которые изменят мир

Комментарии

Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности»:

- Рынок российских грузовых автоперевозок - это 6,2 млн разнотонных грузовиков, тяжесть аварий с участием которых на 34% выше, чем в результате ДТП с легковым автотранспортом. Из 100 человек, пострадавших в аварии с участием фуры, 10 погибают. Это чудовищный показатель, который можно существенно снизить, усилив работу над основной причиной ДТП - человеческим фактором. По вине водителей происходит почти 70% всех аварий на грузо-пассажирском транспорте. Это от переработок, усталости, невнимательности, иногда завышенной самооценки. Добавьте к этому плохие погодные или дорожные условия, и вы поймёте причины 88% ДТП с участием грузовиков.

Норайр Блудян, завкафедрой МАДИ, член общественного совета при Минтрансе России:

- Одна из основных проблем аварийности по вине грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, заключается в отсутствии должного контроля за водителем (прохождение медосмотров, соблюдение режимов работы и отдыха). Цель, с которой устанавливаются тахографы, - обеспечить автоматизированный контроль за работой водителя или экипажа.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно об актёре Игоре Шибанове?
  2. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ