Один из трендов последнего времени — дорожная безопасность, а вместе с ней и различные методы и практики, способствующие обеспечению безопасности всех категорий участников дорожного движения.
Кроме того, совершенствуется транспортная инфраструктура. Появляются новые пешеходные зоны, тротуары, переходы и велодорожки. Безопасность водителей обеспечивают инновационные светофоры, информационные табло, шумовые полосы и современное дорожное покрытие. Все это способствует снижению показателей аварийности, в том числе с участием одной из самых незащищенных категорий участников дорожного движения — пешеходов.
Самые безопасные города
В ежегодном рейтинге, составляемом The Economist Intelligence Unit и журналом The Economist, российская столица заняла 40-е место в рейтинге самых безопасных городов мира. Согласно другой оценке безопасности городов от сервиса Numbeo, в России есть города, которые обладают уровнем безопасности, способным конкурировать с европейскими столицами. Из 331 города мира Санкт-Петербург занял 134-е место, Екатеринбург — 201-е, Новосибирск — 208-е, а Нижний Новгород вошел в первую сотню, получив почетное 51-е место.
Подобные показатели учитывают прежде всего личную безопасность граждан, составляющей которой является в том числе и уровень безопасности дорожного движения.
Согласно исследованиям того же The Economist Intelligence Unit, в настоящее время более половины (56%) всех людей в мире живут в городах, а к 2050 году этот показатель вырастет до 68%. Россия занимает 9-е место в мире по числу жителей, на 1 января 2020 года в стране было зафиксировано 146 748 590 постоянных жителей, 76% которых — жители городов. При этом, по сообщению «Автостата», в январе 2020 года автопарк России вырос до 52,9 млн автомобилей. То есть в среднем 1 автомобиль на трех человек.
Так что и водителям, и пешеходам стоит быть повсеместно аккуратными и внимательными, строго соблюдая все требования ПДД. Особенно там, где их интересы и пути следования пересекаются.
Пешие стандарты
Тем более что об удобстве и защищенности на дорогах заботятся на государственном уровне. В российских городах уже достаточно давно ведется работа по улучшению пешеходных зон. В настоящее время реализуется масштабный нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где немало внимания уделяется обочинам, «островкам» безопасности, освещению и оснащению пешеходных переходов и тротуаров. Также за уровень комфорта горожан «борется» и другой нацпроект — «Жилье и городская среда».
«По всей стране происходят изменения: на федеральных автодорогах, региональных и муниципальных. В региональных столицах, да и просто в небольших городах можно увидеть таблички, что строительство ведется в рамках проекта „Безопасные качественные автомобильные дороги“. Причем многие могут похвастаться работами, выполненными досрочно, а то и с опережением графика. Все это приводит к тому, что на дорогах действительно становится лучше. И за последние несколько лет уже достигнуты значимые результаты. В целом, если мы посмотрим на ситуацию в нашей стране, показатели аварийности и смертности в дорожно-транспортных происшествиях имеют положительную динамику. И на международном уровне в том числе», — считает генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
За последние 10 лет во всех крупных городах России были проведены реконструкции крупных улиц и обустройство пешеходных переходов. В этих зонах появились пешеходные и велодорожки, оборудованы парковочные зоны.
На повышении безопасности пешеходов сказалось обеспечение серьезного контроля за парковками. Использование штрафов и системы эвакуации автомобилей нарушителей привело к тому, что сейчас в центрах мегаполисов уже почти невозможно встретить автомобиль, припарковавшийся на тротуаре или вблизи пешеходных переходов, где он может затруднить обзор переходящим дорогу. Дополнительной мерой безопасности является снижение разрешенной скорости движения. Тем не менее пешеходы обязаны переходить дорогу строго по пешеходному переходу, не выбегая на дорогу в других местах, даже если водитель видит их издали. Соблюдение правил дорожного движения — первый и основной гарант безопасности, который никакие инновации не заменят.
Также безопасность пешеходов обеспечивают еще и мощные высокие бордюры — при обустройстве улиц стали использоваться новые стандарты для оборудования тротуаров. Тем самым обеспечивается комфортное пространство для пеших прогулок. Подобные стандарты перед повсеместным распространением успешно прошли тест в ходе реконструкции столичного центра по программе «Моя улица»: на Тверской, Пятницкой, Большой и Малой Никитской, Большой и Малой Бронной, Мясницкой улицах и Столешниковом переулке.
Грандиозный проект по созданию пешеходных зон положительно сказался на статистике наездов на пешеходов и пропускной способности улиц. Так, с января по август этого года в России зафиксировано 22 516 случаев ДТП из-за наездов на пешеходов, что на 16,5% меньше, чем в прошлом году. Также на 9,4% уменьшилось число погибших в подобных ДТП и на 17,2% — раненых.
Зачем создаются искусственные неровности?
Работа по обеспечению безопасности дорожного движения является комплексной. Особые методы используются для активного влияния на поведение водителей и пешеходов. Как отмечают в Госавтоинспекции, те наработки, которые созданы для разведения транспортных потоков и изменения модели поведения участников дорожного движения, дают свои результаты.
— Сегодня многое нацелено на то, чтобы не дать человеку совершить ошибку на дороге. За внимание водителей отвечают электронные табло, современные дорожные знаки со световозвращающими элементами, шумовые полосы и многое другое. Для пешеходов также предусмотрены искусственные неровности, освещение и звуковые сигналы, которые используются на пешеходных переходах. Также проводятся специальные акции, в ходе которых на дорожное покрытие наносятся надписи, призывающие участников движения быть внимательнее и осторожнее и отказаться от использования гаджетов, — отмечает начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан.
Искусственные неровности для российской городской среды становятся буквальной необходимостью. Особенно это касается автодорог вблизи образовательных и социальных организаций, где скорость необходимо ограничивать уже именно техническим вмешательством, обеспечивая дополнительную гарантию безопасности.
Используется и такой метод, как искусственное искривление полотна. Он применяется для снижения скорости в жилых кварталах. Для этого могут создаваться искусственные препятствия на пути водителей: круговые развязки на перекрестках, клумбы с растениями. Традиционные же перекрестки для повышения безопасности оборудуются выпуклыми «островками», выделенными не только разметкой, но и бордюром. Они заставляют автомобили увеличить радиус поворота и избежать искушения срезать, обогнать в повороте. Это помогает избежать и вероятностей наезда на пешеходов, и столкновения с другим транспортом.
А как за рубежом?
Работа специалистов, направленная на сохранение жизни и здоровья пешеходов и водителей, ведется не только в России, но и в других странах.
Например, в Великобритании используются инновационные зебры The Starling Crossing, которые представляют собой светодиодную систему, «рисующую» дорожную разметку в онлайн-режиме. Помимо пешеходного перехода и стоп-линий, на дорожном полотне появляются также рекомендации для автомобилистов по поводу скорости движения. Прототип такой «зебры» уже тестируется на юге Лондона.
Американские ученые, в свою очередь, работают над шоссе с технологией обмена информацией между машинами и инфраструктурой. По мнению изобретателей, их разработка будет способствовать сокращению числа дорожно-транспортных происшествий и увеличит пропускную способность. С помощью внедренной системы автомобиль будет считывать данные с датчиков, которые вмонтируют в знаки, светофоры и другие дорожные объекты с интервалом в 600 м. Уже летом 2018 года 35-мильный участок трассы 33 за пределами города Мэрисвилл штата Огайо был подключен к тестовой связи транспортных средств с инфраструктурой.
А дизайнер Ханьюн Ли еще в 2008 году предложил оснастить перекрестки голографическими светофорами — ощутимыми препятствиями на пути у водителей. Стена-голограмма, по его задумке, будет появляться, когда загорится желтый сигнал светофора. С переключением на красный на виртуальной стене появятся также движущиеся человеческие фигуры. Исчезновение голограммы — верный признак того, что движение разрешено, загорелся зеленый сигнал. В настоящее время сразу несколько компаний на базе его идеи разрабатывают светофоры-голограммы.
А пока голограмм нет, вполне успешно можно использовать поднимающиеся преграды.
Поднятие пешеходного перехода до уровня тротуара — еще один способ обезопасить пешеходов. Он подходит для маленьких улиц в центре города, проездов во дворы и на второстепенные дороги-дублеры. Пешеходам по такому переходу двигаться гораздо удобнее, а его приподнятая конструкция напоминает водителям, что на дорогах они не единственные участники движения. Такие конструкции применяются в Европе и Америке, а с недавнего времени и в России.
Культурное участие
Еще один фактор, вносящий немалый вклад в дорожную безопасность, — рост культуры всех участников дорожного движения. Этому способствует активная работа Госавтоинспекции совместно с министерствами и ведомствами как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также участие в этой деятельности общественных организаций и объединений.
— Мы постоянно измеряем с помощью социологических исследований состояние культуры участников дорожного движения. В настоящий момент Госавтоинспекцией реализуется большой федеральный проект «Внимание на дорогу», который направлен на то, чтобы повысить уровень внимания участников дорожного движения. Для того чтобы они концентрировались на участии в дорожном движении и не отвлекались на какие-то внешние факторы, — отмечает гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. — Проект предполагает работу со всеми категориями участников дорожного движения. И прежде всего направлен именно на разъяснение и осознание проблемы, что станет первым шагом к ее решению.
Так что следующий шаг за населением. В 21 веке уже невозможно объяснять нарушения Правил дорожного движения ни качеством дорог, ни уровнем развития автопрома. Машины и инфраструктура активно меняются к лучшему, так что и человеческому фактору стоит последовать их примеру.
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».