В столице появились 95 парковочных мест в зоне платной парковки, где с 15 марта разрешено останавливаться только местным жителям. Чтобы машину не эвакуировали и не выписали штраф, нужно получить резидентное разрешение. Исключение составляют только ветераны ВОВ, герои СССР и члены многодетных семей. Особые места для резидентов отмечены информационной табличкой 8.9.1 «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений» в сочетании с дорожным знаком 6.4 «Парковка». Правда, пока это лишь эксперимент. Для начала власти выбрали 22 улицы в четырёх районах: Тверской, Пресненский, Мещанский и Арбат (см. список улиц ниже).
«Департамент транспорта совместно с общественными советниками определил 22 улицы в четырёх районах города, где наблюдается активное притяжение автомобилистов и дефицит парковочных мест в дневное и ночное время, а жители с трудом могут припарковать свой автомобиль у дома. Благодаря появлению выделенных стоянок, резиденты получат приоритетное право парковки у своих домов. Планируется, что пилотный проект продлится полгода, затем по итогам анализа и опросов местных жителей будет принято решение о том, вводить ли данную инициативу на постоянной основе», — объяснили выбор улиц в Департаменте транспорта.
В попытках наладить дорожную систему Москва ничего нового не придумывает. Крупнейшие города мира стали вводить специальные условия на парковку для местных жителей ещё в 70–80-х годах прошлого века. Одна из самых совершенных и развитых систем действует в Лондоне. Стоянку для резидентов здесь помечают табличками «Residents Parking Only» и «Resident Permit Holders Only». Но во многих районах дополнительно указывается время для привилегированной парковки «своих». Ночью, как правило, ограничения снимают. Вообще, в Лондоне система отлажена безукоризненно. Всё оформляется быстро и через интернет, но — платно. Цена зависит от габаритов автомобиля и конкретного района. Хотя по местным меркам совсем недорого — 50–100 фунтов стерлингов за беспроблемную парковку в течение года. Талон на лобовое стекло приходит по почте. Любопытно, но в случае форс-мажора, например, при использовании подменной машины на время ремонта, краткосрочное резидентное разрешение можно оформить по телефону за 10 фунтов стерлингов. Любые удобства за деньги жителей.
В Париже ситуация с парковками печальная, поэтому без особых условий для резидентов никак. Поблажки не только финансовые. Местные жители могут парковаться без оглядки на часы, в то время как у остальных есть жёсткие ограничения по времени. Резиденты обязаны прикрепить под лобовым стеклом специальный стикер. Действует он не только на свой район, но и на четыре соседних. Продлевают резидентное разрешение автоматически. Тоже за деньги — из расчёта 3,25 евро в неделю.
В других городах Старого Света с большим числом машин действуют похожие схемы. Платишь по льготному тарифу, получаешь стикер, паркуешься круглый год без ограничений. А гостям главное не пропустить информационную табличку. В Берлине и Мюнхене, например, специальные парковочные места только для резидентов помечаются знаками Anwohnerparken или Anliegerfrei и не дублируются на английском. Чаще всего местных жителей определяют по стикерам, но есть и более продвинутые системы. К примеру, в Амстердаме, как и в Москве, список резидентных автомобилей заносят в электронную базу.
Бывают и «совсем тяжёлые» случаи. Например, в Милане, Риме и других итальянских городах с преференциями для местных жителей пошли ещё дальше. Власти ввели специальный запрещающий знак «ZONA TRAFFICO LIMITATO». На территории за этим знаком не просто парковаться, даже ездить «чужакам» запрещено. Только местным жителям. И ни за какие деньги разрешение не купишь.
Любопытно, но особый статус для резидентов характерен в основном только для Европы. В стране с более высоким уровнем автомобилизации, США, обходятся без системы резидентной парковки. Да, встречаются кое-какие льготы, но на этом всё. Дело в том, что в Америке большое количество не только автомобилей, но и паркингов, особенно внеуличных. Здесь существуют очень жёсткие нормативы по машино-местам для жилых домов и офисных зданий. Поэтому необходимости выделять особые места на улицах только для местных жителей просто нет. Не знают такой проблемы и в Токио — жители японской столицы не могут даже машину купить, предварительно не обеспечив себя машино-местом.
В историческом центре Москвы ситуация с парковками близка к европейской. И резидентные парковки по западному опыту должны помочь местным жителям.
Улицы с парковочными местами только для резидентов
Арбат
1. Большой Девятинский переулок рядом с домом 3.
2. Большая Молчановка напротив дома 14с1, дом 24.
3. Поварская улица, 29/36, стр. 1.
4. Новый Арбат, 25.
5. Большой Николопесковский переулок, 6.
6. Спасопесковский переулок, 3/1.
7. Староконюшенный переулок, 37.
Мещанский
8. Последний переулок, 15.
9. Цветной бульвар, 26с1.
10. Троицкая улица, 2с2.
Пресненский
11. Брюсов переулок, 7.
12. Большой Козихинский переулок, 14с2.
13. Спиридоньевский переулок, 17.
14. Малый Козихинский, 10с1.
15. Вспольный переулок, 10, 16с1.
16. Богословский переулок, 7.
17. Большой Патриарший переулок, 27/14.
18. Улица Спиридоновка, 30/1.
Тверской
19. Тверской бульвар, 12/1.
20. Большой Каретный переулок, 1, стр. 1.
21. 1-й Колобовский переулок, 17/1.
22. Весковский переулок, 2.