Проектирование ведётся втайне
В АДРЕС нашей газеты постоянно приходят письма, в которых люди жалуются на то, что чиновники их не информируют о плане прохождения супертрассы и сроках ведения работ. Жители посёлка Покровка (Клинский р-н) узнали, что рядом с их домами построят многополосное шоссе, только когда увидели рабочих. Оказалось, что дорогу, рассчитанную на 75 тыс. автомобилей в сутки, проложат в 70 м от населённого пункта, где летом живут 15 тыс. человек. "Проектирование ведётся втайне от людей. Ни газеты, ни телевидение не говорят об этом, - пишет Светлана Соболева, владелица земельного участка неподалёку от Покровки. - Создаётся впечатление, что проектировщики плохо знают территорию строительства. На плане, который мы видели, отмечены только деревни, всё остальное закрашено зелёным цветом, будто это леса-луга. А на самом деле там садовые товарищества - около 300 участков. Летом там проживает около 1 тыс. человек". Согласно схеме на карте, ЦКАД пройдёт между деревнями Стрелково, Кононово и тем самым зелёным пространством. От окраин деревень до дачных участков - около 150 м. В голове не укладывается, как здесь может уместиться многополосная скоростная автострада.
"Дорога сделает наши участки непригодными для жилья. Ещё ничего толком не ясно, а цена на нашу землю уже снижается", - рассказывает Игорь Дёмин, владелец земли у деревни Кононово. Но больше всего местные жители возмущены тем, как власти Клинского района провели обязательные в таких конфликтных случаях публичные слушания. "О собрании сообщили в местной клинской газете "Серп и молот" через месяц после того, как оно якобы состоялось", - жалуется Светлана Соболева. При этом на сайте администрации Клинского района был опубликован бодрый рапорт, согласно которому "все вопросы решены в пользу земледельцев". Аналогичное сообщение пришло из Павлово-Посадского района. Жители деревни Криулино также пишут, что о слушаниях было объявлено постфактум. А на сайте города Электросталь появилась схема, согласно которой ЦКАД пройдёт ровно по центру населённого пункта.
Люди не верят чиновникам
СХЕМА прохождения трассы была обнародована ещё прошлым летом и с тех пор не обновлялась. Время от времени в Интернете появляются более детальные карты, но и они, как правило, особой ясности не вносят, потому что лишены привязки к географическим объектам. Чиновники между тем ссылаются на то, что наиболее полной информацией владеет ОАО "Центральная кольцевая автомобильная дорога", учреждённое в декабре прошлого года. Но связаться с представителями этой компании пока невозможно. Такая непонятная секретность привела к тому, что люди уже не верят заверениям властей о том, что участки выкупят за справедливую цену, а расстояние от дороги до населённых пунктов будет не меньше, чем полкилометра.
Губернатор Борис Громов так прокомментировал ситуацию: "В Подмосковье есть определённые "деятели", которые постоянно будоражат население различными ложными сообщениями, что их участки при строительстве дороги будут снесены. Но мы всё просчитали, и я хочу заявить, что ось дороги, которая уже существует, никак не коснётся живущих вблизи возможного строительства людей. А при возникновении конфликтных ситуаций всё будет решаться в пользу жителей". Министр транспорта правительства Московской области Пётр Кацыв заявил, что на решение вопросов, связанных с землеотводом, выделен 41 млрд. руб. И участки будут изыматься у нынешних собственников только в установленном законом порядке. Правообладатели получат денежную компенсацию, исходя из рыночной стоимости земли в каждом районе, либо им будут предоставлены аналогичные участки в другом месте. Но, как считают эксперты, в таком случае процесс выкупа земель под ЦКАД может растянуться на неопределённое время. Ведь, если собственник изымаемого участка не согласится с предложенными условиями, такой вопрос можно решить только через судебное разбирательство. А хозяйственные споры в судах традиционно рассматриваются неспешно.
Между тем строительство супертрассы обещают начать уже в следующем году. Но... как сообщил представитель ФГУП "Дороги России", в настоящее время не готова даже концепция инвестиционного проекта строительства ЦКАДа.