С помощью интеллектуальных транспортных систем (ИТС) жителям становится удобнее передвигаться по городу, так как они передают всю необходимую навигацию: есть ли пробки, как их объехать и на чём это лучше сделать. Муниципальным службам системы помогают быстрее работать: определять, где менять дорожное полотно и проектировать удобную инфраструктуру для пешеходов и автомобилистов.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» работы по внедрению ИТС в прошлом году проводились в 24 регионах страны, а в этом такие системы появятся в 42 регионах.
На «зелёной» волне
В Архангельске ИТС внедряют на ключевых магистралях. Одна из главных задач — регулирование фазы работы светофоров. Увеличивая или уменьшая её, можно создать «зелёную» волну для максимального пропуска автомобилей на разрешающий сигнал, регулировать транспортные потоки и разгрузить проблемные перекрёстки.
В 2020 году в регионе создали центр управления ИТС. К 2021-му с его помощью оцифровали карту дорог Поморья, установили датчики на значимые перекрёстки Архангельска, камеры видеонаблюдения, оборудование для единой платформы управления и ввели в эксплуатацию 2 современные метеостанции.
«Повышение максимальной пропускной способности и безопасности дорог невозможно без необходимой технической поддержки и новых подходов к управлению дорожным движением, — считает заместитель министра транспорта Архангельской области Денис Кулижников. — Внедрение ИТС позволит повысить качественный уровень наших дорог и сделать их современными, безопасными и удобными. Ввод в эксплуатацию интеллектуальной транспортной системы запланирован на конец 2023 года».
Слежка во благо
В рамках внедрения ИТС в Красноярске установили 481 датчик движения автомобилей. Сеть детекторов охватила почти весь краевой центр. Датчики анализируют транспортный поток, чтобы вычислить количество автомобилей, проезжающих в разные промежутки времени, среднюю скорость их движения и загруженность проезжей части. Эта информация помогает более точно настраивать светофоры, а также размещать пешеходные переходы в удобных для горожан местах.
В прошлом году в Красноярске запустили систему погодного мониторинга. На улицах города заработали 15 автоматических метеостанций. Они определяют температуру воздуха, направление, скорость и порывы ветра, атмосферное давление, тип и интенсивность осадков, уровень оптической видимости и степень промерзания дорожного покрытия.
В этом году на дорогах Красноярска появится мобильный комплекс мониторинга «Иней-М». По словам министра транспорта региона Константина Димитрова, оборудование позволит оперативно контролировать состояние поверхности дорожного полотна и высококачественно содержать его.
Где автобус и какая погода
Появление ИТС в Удмуртской Республике в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» начнётся с внедрения открытой регионально-навигационной информационной системы. Она будет контролировать движение общественного пассажирского транспорта на всей территории Удмуртии.
«Благодаря этой системе мы сможем отслеживать выход транспорта и выполнение перевозчиками всех рейсов, предусмотренных договорами на обслуживание пассажирских перевозок, — сказал министр транспорта и дорожного хозяйства республики Алексей Горбачёв. — К нам часто поступают обращения от граждан о задержках или невыходах на линию автобусов. Мы начинаем разбираться: связываемся с перевозчиком, сверяем путевые листы. Благодаря системе будет видно, где находился автобус и по какой причине не выполнил рейс».
В Кирове ИТС тоже внедрят в этом году. Одновременно планируют обновить светофоры, оборудовать их детекторами для анализа интенсивности транспортных потоков и установить 4 информационных табло на въезде в город. На них будут отображаться данные о погоде, скоростном режиме и загруженности дорог, чтобы водители могли выбрать оптимальный маршрут в объезд пробок.
В разных районах Кирова разместят экологические датчики. Это позволит контролирующим организациям оперативно получать информацию о степени загрязнённости воздуха. Помимо этого, в городе заработают 3 мобильные метеостанции. Они будут передавать подрядным организациям, ответственным за содержание улично-дорожной сети, информацию о виде и количестве осадков, температуре воздуха.