По информации Министерства транспорта Крыма, движение через Крымский мост осуществляется в реверсивном режиме. На вечер минувшего дня количество машин в очереди со стороны Кубани сократилось до 687. А вот пункты пропуска «Армянск», «Перекоп» и «Джанкой», встречающие туристов, которые движутся со стороны Мариуполя, работают в плановом режиме.
Информация из первых рук
«Сарафанное радио» — великая вещь, оно работало, когда соцсети еще не родились. Ему доверяли больше, чем официальным сообщениям, потому что информация получалась из первых рук — от участника событий в режиме реального времени. «Сейчас скопления автотранспорта на пункте пропуска „Джанкой“ нет, — рассказала aif.ru о ситуации на 10 утра 19 июля руководитель регионального Крымского отделения общественного движения „Неравнодушные волонтеры России“ Наталья Полторацкая. — После бессонных суток, сразу после теракта на Крымском мосту, когда весь день и ночь нам пришлось развозить воду застрявшим в пробке туристам, мы были готовы к любому развитию событий. Пополнили запасы бутилированной воды и наиболее востребованных лекарств, организовали ночное дежурство на случай форс-мажора, но ночь прошла спокойно».
При этом Наталья в подробностях рассказала aif.ru, что же происходит утром на пункте пропуска «Джанкой».
— Пробка есть?
— Нет. Машины подъезжают постоянно, но, по моим подсчетам, время стояния в очереди от 30 минут до часа.
— Как считаете, через «Джанкой» поток машин увеличился?
— Конечно. Раньше здесь больше шли грузовые машины, а теперь очень много легковушек со всех концов страны. Думаю, что многие туристы «раскусили» удобство движения по этому направлению в Крым. Я не преувеличу, если назову их «колумбами» — они тоже открывают новые пути, не за океан, конечно, но в Крыму еще лучше.
Дорога на отдых с военными нюансами
Небольшая пробка у блокпоста встречает автотуристов на въезде в Мариуполь, минут на 20, не больше. «Ехали вдоль руин „Азовстали“: искореженные ржавые металлические конструкции, руины цехов, огрызки труб, но дорога укатана новеньким асфальтом. Центр Мариуполя разрушен сильно. Нет ни одного здания, на котором бы не видны были следы войны, — рассказал aif.ru о своих впечатлениях от поездки в Крым Павел Павлов. — Кстати, на всем пути до Джанкоя разрушенные поселки больше не встречались ни разу».
А вот блокпосты, усиленные бронетехникой, постоянно напоминают, что где-то рядом идут боевые действия. На всем протяжении маршрута их больше десяти, но они практически не тормозят движения. Водителям лишь приходится сбрасывать скорость, чтобы проехать змейкой между бетонных плит. Военные на блокпостах машины туристов почти не останавливают и досмотров не производят, лишь спрашивают, куда едете.
В Запорожской области в полях очень много установлено «зубов дракона» — оборонительных бетонных пирамид, они выставлены по разную сторону дороги и уходят за горизонт. Военные просят не устраивать «селфи» у инженерных сооружений, как в плане безопасности — можно пораниться о колючую проволоку, «спрятавшуюся» в высокой траве, так и в плане «слива» информации в соцсети. Так и едут туристы к ласковому морю по отличной новой дороге под бдительным армейским оком.
Пятьсот километров отличной дороги
Качество дорожного полотна движущихся к морю водителей приятно удивило. Многие думают, что «хорошие» дороги лишь в журналистских репортажах, а в реальности — все наоборот.
«За 500 километров от Ростова-на-Дону проблемных участков дорог можно посчитать на пальцах одной руки, — рассказал водитель Алексей Гуцько. — Один на въезде в Мариуполь — совсем „убитый“, и три-четыре за Мелитополем в сторону пункта пропуска, но тут идет ремонт дороги: одно полотно снимают, другое кладут. Езжайте повнимательней, и проблем не будет. За минусом проблемных участков — дорога ровная и гладкая, как куриное яйцо».
«Мы едем в Крым из Архангельска. В дороге уже третьи сутки, — рассказала молодая женщина Елена, с которой разговорился за стаканчиком капучино на заправке рядом с Мелитополем. — Планировали ехать через Крымский мост, но после взрыва развернулись и поехали на Джанкой. Дорога приятно удивила. Две полосы, но ровная и с новой дорожной разметкой, ночью отлично видно и обочину, и сплошную. Камер видеонаблюдения и постов ГИБДД не встретили ни одного. Хотелось бы побольше АЗС, но, думаю, это дело времени».
По мере оживления движения в Крым начнет оживать и Азовское побережье. Ведь туристический бизнес был системообразующим большинства приморских населенных пунктов. А города и поселки начнут воскрешаться, когда через них пойдет «крымский путь».