Повышение безопасности дорожного движения — одна из важнейших задач нацпроекта «Безопасные качественные дороги», инициированного президентом Владимиром Путиным. Для её решения работы на объектах, как правило, проводятся комплексно: специалисты не только обновляют покрытие, но и обустраивают элементы дорожной инфраструктуры.
Всего в российских регионах по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2022 г. запланирована установка более 174 тыс. новых дорожных знаков, около 967 тыс. пог. м барьерного и 256 тыс. пог. м пешеходного ограждения, более 2,1 тыс. светофоров и свыше 429,4 тыс. пог. м стационарного освещения. На проезжую часть нанесут около 20,3 млн пог. м разметки, а вдоль дорог появится более 1,2 млн пог. м тротуаров.
Аварий станет меньше
Например, в Новороссийске на Кубани отремонтированы и приняты в эксплуатацию все объекты нацпроекта, которые были запланированы на 2022 год. Всего в нормативное состояние привели 23 объекта общей протяженностью более 22 км. В частности, отремонтирован участок ул. Мефодиевской. В районе конечной остановки общественного транспорта по-новому обустроена организация дорожного движения: сделано разворотное кольцо для троллейбусов. «Раньше здесь нередко возникали аварийные ситуации, поскольку часть дороги занимали большегрузы, и троллейбусы из-за них не могли проехать, ― комментирует главный специалист Управления по развитию и реконструкции дорог Новороссийска Илья Иконников. ― Сейчас выполнен аккуратный подъезд к остановке, выделена зона ожидания для пассажиров». Надо заметить, что Мефодиевская ― одна из основных транспортных артерий Новороссийска. Именно по этой трассе большегрузные автомобили ездят в порт и в зерновой терминал.
Также в районе ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова на проспекте Ленина организован островок безопасности на месте бывшей стихийной парковки, нанесена разметка для пешеходов, в дальнейшем здесь будет установлен вызывной светофор. В общей сложности на дорогах, отремонтированных в Новороссийске по нацпроекту в 2022 году, установлено свыше 3 тыс. дорожных знаков, свыше 3,5 км пешеходных ограждений. Светофоры типа Т-7 (так называемые предупредительные, мигающие желтым светом) установлены возле каждой школы и социальных учреждений. Эти важные элементы безопасности предупреждают водителей о наличии пешеходного перехода. Также видимость дорожных знаков на дорогах нацпроекта обеспечивают Г-образные опоры. Эта конструкция позволяет водителям издалека увидеть знак и не нарушить ПДД, не допустить аварии.
«Спасибо за обновленные дороги и заботу о нашей безопасности, ― говорит пенсионерка Любовь Шадрина. ― Как бабушка ученика младших классов я очень благодарна за пешеходные переходы с очень заметной разметкой и предупреждающими знаками».
Светофор виден в любую погоду
В Кирове также благодаря национальному проекту продолжается модернизация светофоров. Новые регулировщики установлены, например, на перекрестке улиц Воровского и Володарского — это и Г-образные опоры, к которым прикреплены светодиодные транспортные светофоры, и дополнительные электронные регулировщики для пешеходов. Прежде на этом пешеходном переходе были зарегистрированы несколько ДТП с тяжкими последствиями.
В управлении дорожной и парковой инфраструктуры Кирова отмечают, что светофоры на перекрестке настроены с учетом графика работы других регулировщиков на улице Воровского. Для автомобилей планируют создать так называемую «зеленую волну», которая позволит водителям непрерывно проезжать светофоры, не тратя время на ожидание.
Также уже после модернизации введен в эксплуатацию светофорный объект на перекрестке улиц Советской и Индустриальной в Нововятском районе. «Заменена кабельная система, установлены новый контроллер и само устройство, которое хорошо видно даже в яркую солнечную погоду», ― рассказал начальник отдела транспорта города Кирова Артем Драчков.
Данный светофор важен по той причине, что рядом находится школа № 62 и на перекрестке всегда много автомашин и пешеходов. Разграничение потоков произведено по требованию ГИБДД и должно повысить не только пропускную способность этого участка, но и безопасность дорожного движения. Теперь пересекать проезжую часть можно и по диагонали.
В общей сложности в Кирове уже модернизировано 9 светофорных объектов, десятый будет обновлен на пересечении улиц Ивана Попова и Щорса.
Приложил руку — и проходи
Новые светофоры установили и в столице Алтайского края Барнауле. Места их расположения выбраны не случайно ― по итогам минувшего года они были признаны аварийными. Одним из участков, где появился светофор, стал перекресток улиц Гоголя и Максима Горького. Рядом находятся краевые Росреестр и Центр гигиены и эпидемиологии. Ранее здесь также был нерегулируемый пешеходный переход, и горожане не раз обращались к местным властям по поводу установки здесь светофора.
Безопаснее теперь будут перекрестки на пешеходном переходе вблизи Алтайского краевого онкодиспансера (Змеиногорский тракт, 100) и вблизи транспортной развязки Павловский тракт — Малахова (на переходе к автобусной и трамвайной остановкам). Здесь установили светофоры вызывного типа: для того чтобы для пешехода загорелся зеленый свет, достаточно лишь поднести ладонь к датчику.
«Кнопки уже уходят в прошлое, это новое оборудование, которое людям интересно, и пользоваться им легко. Даже ребенок, который не умеет читать, может спокойно приложить руку и перейти. Для пешеходных переходов, особенно таких интенсивных, как на Змеиногорском тракте, это лучшее решение», ― отметил начальник отдела организации дорожного движения комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Никита Уваров.
А в Липецкой городской агломерации благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» развивается инфраструктура для велосипедистов. Так, в 2020-2021 гг. велодорожки тут появились после реконструкции вдоль проспекта Победы, а также вдоль отремонтированных улиц Водопьянова и Зегеля. В этом году их станет ещё больше ― на улице Плеханова и 50 лет НЛМК планируют обустроить порядка 4,5 км велодорожек. В целом в Липецке рассчитывают постепенно создать кольцевой маршрут для легкого транспорта, проходящий по всему городу ― через район НЛМК, Набережную, центральный пляж, площади Героев и Победы, а также старые и новые микрорайоны.
«Каждый год на улицах города становится все больше велосипедов, появляются и новые средства передвижения ― электросамокаты, моноколеса. Поэтому мы обязаны думать на шаг вперед, развивать инфраструктуру, чтобы велосипедисты и обладатели самокатов не мешали ни автомобилистам на проезжей части, ни пешеходам на тротуарах», ― говорит глава Липецка Евгения Уваркина.
В Ельце в этом году завершат реконструкцию одной из главных магистралей ― улицы Коммунаров. Здесь также предусмотрена велодорожка, которая пройдет вдоль улицы, ее протяженность составит более 3 км. «В городе, куда год от года приезжает все больше туристов, нельзя не думать об удобстве и безопасности участников дорожного движения. Конечно, при ремонтах мы стараемся предусмотреть специальные дорожки везде, где это позволяет пространство ― в парках, скверах, а теперь еще и вдоль магистралей. Велосипед, особенно в небольшом городе, ― отличная альтернатива общественному транспорту», ― считает глава Ельца Евгений Боровских.
В целом в 84 регионах страны в этом году к нормативу приведут более 15 тыс. км автомобильных дорог.