Асфальт во многих городах страны стаял вместе со снегом, дыр в дорогах больше, чем в сыре.
Самый жуткий случай произошёл в Санкт-Петербурге — в начале апреля из-за коммунальной аварии на Дровяной улице в яму с кипятком провалился внедорожник, в котором ехали пенсионер с 10-летним внуком. Из ловушки их вызволили спасатели — ребёнок получил травмы средней степени тяжести, их с дедушкой госпитализировали. Помощь понадобилась и двум сотрудникам МЧС.
Что стало причиной аварии — плохо уложенная дорога, прорыв теплотрассы, то и другое вместе, — выясняет Следственный комитет.
Ещё один человек этой весной пострадал из-за ямы в Перми. Отделался, к счастью, более лёгкими травмами. «Газель», которой управлял 25-летний мужчина, соскользнула в гигантскую дыру на дороге — из провала торчали только задние колёса и двери машины. А за день до этого земля в Перми ушла из-под колёс грузовика. Тогда водитель не пострадал, его машину быстро вытащили, дыру заделали. Горожане ужасались этим новостям в соцсетях (горько шутя, что «портал в ад существует, и он находится в Перми»), а мэр столицы Прикамья Алексей Дёмкин пообещал наказать за безалаберность. Это, правда, не уберегло город от третьего за неделю провала — грунт обвалился на газоне между тротуаром и дорогой.
А позже пришло ещё одно сообщение — с участка федеральной трассы М7 «Волга» в Удмуртии. Там дорожное полотно сложилось как карточный домик. В МЧС сказали, что это произошло из-за воздействия талых вод.
В большинстве случаев из-за дырявых дорог страдают, к счастью, только автомобили. «Крик души! Весь город в таких дырах... Порвал резину, погнул диск на перекрёстке улиц Парижской Коммуны и Мира — и это центральные улицы! Кто за это отвечает?!» — к этому посту в соцсети его автор, житель Красноярска, приложил несколько фото. К такому «крику» земляки оставили сотни комментариев с названиями улиц, где ситуация не лучше, проклятиями и саркастичными замечаниями:
«Ну не принимает земля русская асфальта!»
Глава Читы Евгений Ярилов угодил в яму на своём «Лексусе», отремонтировал его «всего за 100 тыс.», в суд на дорожников подавать не стал. Но вынес ситуацию в публичное поле с нескрываемым удивлением: «Мы, казалось бы, такое огромное количество отремонтировали, а ям на дорогах больше становится...» Интересно — почему?
Ямы на дорогах открывают порталы не только в «ад», но и в историю. Так случилось в Новосибирске. Весной из-под асфальта «проклюнулась» старинная булыжная мостовая. Специалисты отмечают, что горная порода, которой 100 лет, оказалась долговечнее нынешнего покрытия.
И ведь не поспоришь...
Мнение эксперта
— Причина дорожных дефектов — непрофессиональный ремонт. Денег в дорожное хозяйство сейчас поступает больше. Но подрядчиков, умеющих работать одинаково быстро и качественно, в отрасли мало, — говорит представитель экспертного блока Народного фронта «Народный фронт. Аналитика» Темур Абдуллаев. — Ремонтные компании часто нарушают технологию, а заказчики — местные власти и дорожные управления — нередко закрывают на это глаза. Им важнее отчитаться о проектах, выполненных за год, и получить новое финансирование.
Как раз в момент, когда готовится отчёт, приходят осенняя слякоть и зимние холода. Там, где нет профессионализма, ответственности, контроля, асфальто-битумная смесь пониженной температуры укладывается прямо в лужи... В результате покрытие получается пористым, сильно впитывает влагу. А вода, замерзая, рвёт асфальт, покрывающийся весной трещинами и выбоинами.
Не делается почему-то сейчас в ходе ремонтных работ и уплотнение нижних слоёв дорожной одежды, состоящих из песка и щебня. Это впоследствии приводит к провалам.
Заказчики могут потребовать бесплатно устранить все дефекты в течение 4–5 лет, пока действует гарантия после ремонта. Но они редко пользуются этим правом. Некачественно сделанная дорога стремительно умирает, а потом государству снова приходится вкладывать в неё десятки миллионов рублей. Вот почему нужен жёсткий государственный контроль и за чиновниками, и за частным строительным бизнесом, закапывающим народные деньги.
«Народный фронт» считает, что начать нужно с организации нормального технадзора, представители которого должны постоянно посещать дорожные объекты.
А ремонтники должны получать свои деньги только после успешного прохождения дорогой гарантийного срока.
Совет юриста
Что делать, если, угодив в яму, вы повредили свой автомобиль? Рассказывает адвокат Антон Кубарский.
- Сфотографируйте место происшествия с автомобилем, его повреждениями, улицу, дорожные знаки. Измерьте глубину, ширину и длину ямы на дороге, сделайте фото с рулеткой или линейкой. Найдите свидетелей происшествия, возьмите у них контакты.
- Не покидая место ДТП, обратитесь к участковому или в ГИБДД, чтобы зафиксировать факт происшествия.
- Напишите заявление в полицию о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения...». По факту ДТП должно быть проведено расследование, в рамках которого выяснят, содержали ли дорогу надлежащим образом, и определят организацию, ответственную за неё.
- Обратитесь к эксперту, который оценит стоимость ремонта машины. Уведомите о дате и времени экспертизы ответственную организацию, затем направьте им эту экспертизу и досудебную претензию. Если получите отказ в удовлетворении требований в досудебном порядке, идите в суд. Для иска нужны документы, составленные ГИБДД о факте происшествия, результаты экспертной оценки и досудебная претензия. Суд должен рассмотреть иск в течение 2 месяцев с даты принятия его к рассмотрению.
Кстати, взыскать можно не только стоимость ремонта. Если вы, например, из-за ДПТ опоздали на самолёт, то можно требовать компенсации стоимости билетов. Если адвокат докажет, что машина вам нужна для работы, а из-за поломки вы не смогли заработать, — здесь речь о компенсации упущенной выгоды.
Напомню, если автомобиль был застрахован по программе КАСКО, страховая возместит вам ущерб вне зависимости от того, при каких обстоятельствах он был получен (если определён условиями договора). Полис ОСАГО в этом случае не помощник.