Примерное время чтения: 6 минут
2197

Платные дороги: тратят или зарабатывают

Для России платные дороги уже не новость. В настоящее время на федеральных трассах на платной основе эксплуатируются два участка. Оба участка находятся на трассе М-4 «Дон», в Московской и в Липецкой областях. В Липецкой области участок дороги проходит в объезд г. Задонск и с. Хлевное, его протяжённость составляет 52,4 км, участок был введён в эксплуатацию в 2010 году.

Что сделано

Открывшийся платный участок 48-й км – 71-й км на М-4 «Дон» стал самым ближним к столице. По информации госкомпании «Автодор» он был построен в 1999 году. До того как сделать его платным, на трассе была проведена реконструкция, которая началась 25 декабря 2008 года и завершилась 25 апреля 2012 года. На участке было построено две транспортных развязки (на 53-м и 62-м километрах), реконструирован мост через реку Северка на 57-м километре. Дополнительно в 2010–2011 годах было заменено цементобетонное покрытие на четырёх полосах дороги общей протяжённостью более 19 тысяч погонных метров.

Вдоль трассы возведены шумозащитные экраны, ограждающие населённые пункты, расположенные вблизи автомобильной дороги. На всём протяжении участка установлено освещение. Дорога оснащена 18 пунктами экстренной связи, на ней установлены информационные экраны и динамические информационные табло со знаками переменной информации для водителей.

После ремонта трассе была присвоена первая техническая категория. Дороги этой категории должны иметь 4 полосы движения (на новом участке их 6) , потоки разделяются заградительным или разделительным барьером, развязки не должны находиться на одном уровне с главной дорогой и расстояние между примыкающими съездами и въездами должно быть не менее 3 км. 

Фото: Автодор
 

Для того чтобы на въездах не образовывались пробки, оплату принимают 10 пропускных пунктов. Для желающих сэкономить время есть специальные смарт-карты, которые нужно прикладывать к считывающему устройству. При каждом проезде система сама списывает нужную сумму, а время на оплату сокращается в 2–3 раза. Ещё быстрее преодолеть пункт оплаты можно, установив транспондер – специальное устройство, располагаемое под лобовым стеклом. При подъезде нужно выбрать специальную полосу и сбросить скорость до 20 км/ч. Время оплаты сокращается в 6 раз. При покупке электронных средств оплаты, заводится специальный счёт, откуда и списываются необходимые суммы. И смарт-карты и транспондеры работают на обоих платных участках. 

Денежная сторона

Стоимость реконструкции составила около 6 млрд руб. Эти деньги были выделены из бюджета. Но и полученные деньги возвращаются государству. Функции по взиманию платы на участке в Московской области осуществляет дочерняя компания Государственной компании «Автодор» – ООО «Автодор – Платёжные Системы». Все деньги направляются в Федеральное казначейство.  

Нажмите для увеличения

Как бы велики ни были затраты, перед «Автодором» не стоит задача вернуть эти деньги в бюджет. Основное – это то, что дорога должна окупать расходы на своё содержание. И в принципе, это реально. В 2011 году доходы от сбора платы на участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области составили 472,5 миллиона рублей. На этом участке проезд легковых автомобилей стоит 50 рублей ночью и 60 днём, а самые тяжёлые грузовики и автобусы ночью платят 100, днём 240 рублей.

На новом участке тарифы гораздо ниже. Легковые автомобили стоят 10 рублей ночью, 30 – днём, среднегабаритные транспортные средства 15 и 45 рублей, соответственно, низкие автомобили и автобусы – 20 и 60 рублей, самые тяжёлые – 40 рублей ночью и 120 днём. Если посчитать совсем грубо, то при средней стоимости проезда в 40 рублей и проходимости 30 000 транспортных средств в сутки (пиковый показатель за время работы тестовой системы 55 000 единиц), доход составит 1,2 млн рублей в сутки, а это 432 миллиарда в год! 

За рубежом 

В Европе основные транзитные трассы являются платными. Как правило, рядом с ними находятся бесплатные дороги, но в них очень сложно разобраться и двигаться по ним можно, в основном, со скоростью 60–70 км/ч. В разных странах действуют разные тарифы на оплату: где-то оплачиваются преодолённые километры, где-то использование трассы. В среднем, цена километра составляет около 10 евроцентов. В Европе популярны «абонементы»: годовая плата может составлять от 30 до 150 евро. В большинстве европейских стран: Италии, Франции, Германии – при проезде по платной автостраде нужно будет расплатиться на специальном пропускном пункте со шлагбаумом. В Норвегии же, если денег нет, то автомат выдаёт чек, который можно будет оплатить на заправке ESSO в следующий раз.

Платные дороги – распространённое явление и в США. Причём деньги там берут и за проезд по некоторым тоннелям. Стоимость составляет примерно от 1 до 5 долларов. Иногда оплату принимают вручную, чаще на пропускных пунктах стоят автоматы, а порой мелочь просто нужно бросать в специальную воронку – поэтому в Америке лучше всегда иметь при себе монеты. Запастись мелкими купюрами стоит и в Таиланде. Впрочем, здесь платные дороги есть только в районе Бангкока. Часто они проложены вторым этажом над бесплатной. Стоимость проезда около 30 бат (0,7 евро) за отрезок в 20–30 км. В союзной Белоруссии пока лишь одна платная дорога – М-1/Е 30: Брест (Козловичи) – Минск – Редьки (граница Российской Федерации). Причём с 2012 года проезд стал бесплатным для граждан Белоруссии и стран Таможенного союза (в него входит и Россия).

Кроме того, в некоторых странах действует особый дорожный сбор для иностранцев. Его оплата подтверждается этикетками, наклеенными на внутренней поверхности лобового стекла, которые называются стикерами или виньетками. Они продаются в приграничных пунктах обмена валют. Часть наклейки крепится на стекло, а другая сохраняется отдельно, на ней следует написать номер автомобиля. Требуются они только для проезда по автобанам. При этом штраф за её отсутствие, как правило, весьма внушительный. В Австрии, например, это 120 евро, в Словакии – от 100 до 500 евро, в Словении – от 300 до 800 евро. Поэтому, путешествуя за границей на автомобиле, весьма кстати будет узнать, какие правила действуют в стране визита, чтобы впоследствии не выплачивать штрафы.

С 2013 года виньетки нужно будет приобретать и в Молдавии. Стоимость виньетки сроком действия 3 дня составит 7 евро, на 30 дней – 65 евро и на 180 дней – 380 евро. 

Пункт оплаты проезда в США. Фото: Globallookpress.com

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах