В России стартовал сезон дорожно-строительных работ. В этом году по всей стране планируется отремонтировать 15,5 тыс. км трасс. Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» ставка будет делаться не только на количество, но и на качество ремонта. Для этого был создан специальный Реестр со списком 789 наилучших материалов, более 250 конструкций и 360 технологий. Самые популярные из них будут использованы на российских дорогах уже этим летом.
Не попасть в колею
В Архангельской области для ремонта дорог будут задействованы новые типы асфальта. Их козырь — более высокая прочность и устойчивость к образованию колеи. Секрет — в изменении зернового состава смесей за счет применения щебня узких фракций. Главное — строго соблюдать разработанные рецепты, ведь любые отклонения сразу приведут к дефектам. Новые смеси более сложны в производстве и укладке, поэтому на первый план выходит контроль за подготовкой смеси и ходом работ.
«Из-за возрастающих нагрузок на автомобильные дороги в России меняются сами принципы их проектирования, а также технологии производства дорожных покрытий, — рассказывает директор дорожного агентства “Архангельскавтодор” Игорь Пинаев. — Перед дорожниками стоят задачи повышения качества на разных стадиях производства и укладки асфальтобетонных смесей, увеличения их срока службы. Сегодня “Архангельскавтодором” активно внедряются применяемые на федеральных трассах и доказавшие свою результативность передовые практики и технологии».
В Татарстане ещё в прошлом году 92,5% контрактов на дорожно-строительные работы предусматривали применение новых и наилучших технологий. В 2021-м инновационные методики и материалы планируется использовать на 65 объектах нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Например, на некоторых улицах Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска покрытие будет сделано из щебёночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-16 по методу объёмного проектирования.
Эксперименты на дорогах
Самый большой проект в Амурской области — приведение в порядок 27 км трассы Благовещенск — Гомелевка. Такие длинные участки региональных дорог за один сезон в регионе ещё не ремонтировались. Здесь укрепят обочины, уложат выравнивающий и верхний слои асфальтобетона, установят освещение. Кроме того, специалисты нанесут разметку из термопластика со светоотражающими элементами. Для безопасности дорожного движения обновят знаки и заменят барьерное ограждение.
Замминистра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Дмитрий Лучников рассказал, что на этом участке будет использоваться стыковочная битумно-полимерная лента. Она позволяет уменьшить поглощение воды покрытием на шовных участках и снизить риск появления трещин в конструкционных материалах. «При реализации дорожного нацпроекта делаем упор на новые технологи, — пояснил замминистра. — Будем экспериментально внедрять их и отслеживать эффективность в наших климатических условиях». Стоит отметить, что трасса Благовещенск — Гомелевка имеет большое значение для жителей области. Она соединяет всё южное транспортное направление региона со столицей Приамурья.
В Белгородской области для ремонта 17,6 км автодороги в Старооскольском городском округе используют самую распространённую из наилучших технологий — холодного ресайклинга. Её суть в следующем: верхний слой дорожного покрытия фрезеруют, в полученную массу вводят добавки, затем смесь укладывают в основание дороги и уплотняют. К работам в области приступили в начале апреля. После стабилизации смеси сверху уложили ещё два слоя, нижний — из крупнозернистого асфальтобетона и верхний — из щебёночно-мастичного асфальтобетона. Вдоль дороги также установили автобусные остановки и дорожные знаки, обустроили съезды. Тот же метод применяется при ремонте 7-километрового участка трассы Мазикино — Шеино, которая связывает между собой несколько сёл Корочанского района. Дорога была в многочисленных выбоинах и глубоких ямах, поэтому обычный ремонт здесь был бы неэффективен.