Примерное время чтения: 5 минут
4351

«Не нужны никому». Жители Пустого Ярославля считают его родиной бездорожья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Не рожаем сами — рожают за нас 03/10/2018
В деревне меньше 30 домов и всего один прописанный житель. Было бы больше, да с дорогами беда...
В деревне меньше 30 домов и всего один прописанный житель. Было бы больше, да с дорогами беда... АиФ

В отличие от большого тёзки Пустой Ярославль - обычная деревушка, и находится она в самом сердце Золотого кольца. Ближайшие соседи - Суздаль и Владимир, до них всего 20 км. 

С лопатой и домкратом 

Решив доехать до Пустого Ярославля, захватите с собой лопату, обрезок доски, надёжный домкрат и крепких попутчиков в резиновых сапогах. 

Мы выехали из Владимира по тысячелетней дороге, ведущей к старинным княжеским городам Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. В Переславле можно свернуть направо и попасть в Ярославль настоящий. А вот поворот в Пустой Ярославль на древней дороге не обозначен даже стрелкой. Первые 3 км после поворота внушают оптимизм - они покрыты пусть растрескавшимся и залатанным, но асфальтом. Но этих метров не хватит даже на то, чтобы обдумать версии возникновения названия деревни. Самая распространённая - поселение было уничтожено при очередном набеге татар и стало пустым, как сожжённый ими же Ярославль. 

А дальше вы спускаетесь к реке, маленькой, но полноводной Колочке. Колеи на спуске к ней старательно забиты старым колотым кирпичом и досками. Так пустоярославцы пытаются сами поддерживать дорогу в проезжем состоянии. Но сил деревенских на мост через речушку уже не хватило: каждую секунду со скользких панелей вручную сделанной переправы можно было соскользнуть в воду, если бы не брёвна, заботливо привязанные к мостику проволокой. 

Но что мост, впереди самое страшное - подъём. Любая «гражданская» машина может закончить свой путь в Пустой Ярославль именно здесь, шлифуя жирную суздальскую грязь и сидя в колее. Тут же на дороге мы видели следы чьей-то борьбы за жизнь. Решили тоже не сдаваться и в гору въехали, отчаянно буксуя и думая не об особом пути России, а просто о жизни и смерти. Дальше по дороге полем опять битый кирпич и доски. Ты про себя благодаришь немногочисленных деревенских за то, что они хотя бы пытаются. А себя проклинаешь - зачем ты сюда вообще поехал. Как позже рассказали пустоярославцы, чтобы засыпать дорогу, пришлось разобрать на лом один старый дом. Выходит, что, пока мы ехали, под шинами автомобиля хрустело чьё-то бывшее жилище. 

Здесь, в 20 км от Владимира, в XXI веке знают множество способов, как подольше растянуть запас продуктов и отогреть на водяном пару чёрствый хлеб к обеду. За припасами в цивилизацию отправляют гонца. А что делать, если у кого-то из жителей деревни вдруг будет плохо с сердцем? Люди лишь пожимают плечами: «Не нужны мы никому». Разговаривают с нами, журналистами, охотно, но фамилий своих не называют, только имена, фотографироваться отказываются. Что их деревню называют столицей бездорожья, знают и с этой бедой борются сами, как могут. Но даже самые оптимистичные, думавшие, что участки в 20 км от областного центра, быстро окупят себя, бросили затею строительства домов.

«Сегодня же у вас выборы губернатора, второй тур. Вы голосовали?» - интересуемся у пустоярославцев вечером 23 сентября. Искренний ответ жителя не пропустит ни одна цензура…

Кстати
Общая протяжённость дорог местного значения во Владимирской области на конец 2017 года, по данным Росстата, - 9,5 тыс. км. В 2016 и 2017 гг. в регионе построили по 11,75 км дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием до сельских населённых ­пунктов.

В планах на 2018 год (по ним ещё не отчитались) - 48,5 км дорог в разных районах области. Дороги на Пустой Ярославль в них не значится.

Джиперов мало

«Вы как сюда добрались?» - этим вопросом на улице Ручейной нас встретила пожилая семейная пара, сидевшая на лавочке у своего дома. Под окнами скучала в ожидании вечернего ралли их отечественная «Нива». При разговоре о дороге представляться и фотографироваться не захотели: «Уже и не знаем, чего после этого от чиновников ждать!»

«Жить круглый год здесь не получается, так как нет дороги. А дорогу к нам строить не хотят, потому что тут постоянно никто не живёт. Замкнутый круг выходит!» - возмущается хозяйка.

«Пустой Ярославль - деревня джиперов. Тут даже старик вроде меня вынужден рулить «Нивой» или УАЗом, чтобы выжить», - добавляет её супруг. 

К сожалению, джиперов не нашлось среди водителей скорой помощи и шофёров автолавок. Жители Пустого Ярославля даже в «высокий» дачный сезон остаются без продуктов и медпомощи. Вся надежда только на себя.

А между тем ещё полтора года назад, весной 2017 г., районный суд поддержал требование граждан и обязал администрацию Суздальского района построить автомобильную дорогу до Пустого Ярославля «в соответствии с требованиями ГОСТа», то есть «с гравийным покрытием или асфальтной крошкой».

«Лучше бы засыпали гравием самые разбитые 3 километра и следили за грейдером! Хотя какая разница - полтора года почти прошло, а дороги как не было, так и нет!» - кипятится по поводу решения суда пожилой дядя Коля с улицы Ручейной.  

«Может, президенту написать?» - спрашиваем. 

«Пустые хлопоты. Осень пришла - надо ещё в колеи кирпича подсыпать», - отмахиваются жители.

Бездорожье на обратном пути заняло чуть меньше часа. Нормальная скорость передвижения экскурсионных групп по залам музеев Золотого кольца. 

Мнение эксперта

- О бездорожье в Пустом Ярославле и близлежащих деревнях Фомицино и Петраково знаю не понаслышке, - говорит замглавы администрации Суздальского района  Владимирской области Александр Авсеенок. - Недавно построили дорогу к деревне Бабарино. 4,5 км дороги обошлись в 146 млн руб. Для сравнения: годовой бюджет района - 800 млн. Ситуация в Пустом Ярославле сложнее. Главное - решить земельный вопрос: там земли хоть и заброшенные, но у них сельхозназначение. Вернуть их в собственность муниципалитета практически невозможно. А без этого строительство дороги начинать нельзя. Поэтому мы планируем ко второй половине 2019 года пройти сложную и далеко не бесплатную процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В 2020 году закажем проект планировки дороги. А в 2021-2022 годах попытаемся её построить. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах