Недалеко от Великого Новгорода на скоростной трассе М-11 «Нева» произошла крупная автомобильная авария, в которой разбилось несколько десятков автомобилей и пострадали люди. Скоростная автомагистраль очень быстро была перекрыта поврежденными транспортными средствами, из-за чего образовалась многокилометровая пробка. Почему это стало возможным на самой лучшей автомобильной дороге России и что требуется сделать, чтобы исключить подобные происшествия?
Снежные сугробы на трассе
Днем 26 февраля на 504-м километре скоростной трассы в Маловишерском районе образовался сильный затор транспорта, вызванный массовым ДТП, в котором были повреждены более 40 автомобилей. В авариях пострадали 14 человек, пятерым пострадавшим потребовалась госпитализация. Одна женщина-водитель погибла на месте. Сейчас выясняются подробности произошедшей трагедии.
С утра 26 февраля в Новгородской области шел снег, который то усиливался, то затихал. Уборочные машины время от времени сгребали его на обочину дороги, где образовались приличные насыпи. Постепенно две скоростные полосы автострады были запорошены плотным слоем мокрого снега, который создал под колесами скользкую и вязкую субстанцию. Транспорт разъездил до асфальта только одну полосу, которая была относительно свободна от ледяной шуги, однако именно этот факт и привел к трагедии.
Один из легковых автомобилей предпринял маневр опережения, выехал на заснеженную часть дороги и левым колесом задел образовавшийся сугроб. Машина мгновенно испытала действие разворачивающего момента, из-за чего ее стало тянуть в сторону. Водитель не справился с управлением и задел попутный автомобиль. Машины закрутило по трассе, а магистральный тягач с прицепом, следовавший сзади, начал тормозить, чтобы избежать столкновения. Скорость была уже сильно снижена, но в этот момент в корму фуры врезался другой грузовик с цистерной, где находился жидкий битум. Удар был настолько сильный, что у тягача сорвало кабину, а цистерна протаранила прицеп и потеряла герметичность. Два грузовика перегородили большую часть дороги и в них стали врезаться легковые машины, которые не успевали затормозить.
Женщина-водитель, следовавшая с двумя детьми на автомобиле Renault Duster, врезалась в корму одного из грузовиков и ее внедорожник оказался зажатым под прицепом. Крыша была вдавлена внутрь салона, из-за чего женщина получила серьезные травмы и скончалась на месте до приезда «скорой помощи».
В течение нескольких минут машины на большой скорости врезались в образовавшийся затор. Часть из них спасались от столкновения, пытаясь уйти на обочину, но там был металлический отбойник, который не позволял им съехать с трассы. В результате несколько десятков машин были настолько плотно прижаты друг к другу, что водителям и пассажирам пришлось выбивать стекла, чтобы выбраться наружу.
Причина аварии
Сейчас многие водители высказывают нарекания, что трасса долгое время не чистилась и успела покрыться большим количеством снега. Как заявил помощник руководителя по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ СУ Следственного комитета России по Новгородской области Георгий Смолянинов, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). «Следователями будет установлена обслуживающая организация и дана правовая оценка действиям или бездействию лиц, допустивших нарушение требований законодательства по эксплуатации дороги в зимний период», — заявил Смолянинов.
Как сообщает компания-оператор системы сбора платы ОССП, причиной ДТП стали тяжелые погодные условия. Между тем, это далеко не единственная причина произошедшей трагедии.
В России достаточно строгие регламенты эксплуатации скоростных дорог, такие же, как за рубежом. Но случаются ситуации, в которых сами водители должны действовать по обстановке.
«Даже скоростную трассу может быстро замести снегом, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Никакая дорожная техника не сможет мгновенно расчистить несколько сотен километров дорожного полотна. Регламенты требуют делать это в течение двух часов после окончания снегопада. И здесь вопрос к водителям, зачем же в таких сложных погодных условиях гнать 120 км/ч?»
Многие участники массовой аварии заявляют, что поддерживали скорость свыше 100 км/ч в крайней правой полосе. Ну а те машины, что обгоняли их по левой заснеженной полосе разгонялись свыше 120 км/ч. В условиях сильного снегопада такая скорость смертельно опасна, потому как в гололед автомобиль может потерять управляемость уже при 70-80 км/ч. Пострадавшие вспоминали, что при торможении машины несло по скользкой поверхности и они бились друг о друга.
«У нас еще недостаточный опыт пользования скоростными трассами. У водителей существует странный стереотип, что если заплатил, то надо гнать на все деньги, — продолжает Моржаретто. — Причем с высокими скоростями едут и тяжелые магистральные грузовики, которые в значительной мере усугубили последствия происшествия. Самым правильным при сильных снежных зарядах было бы сбросить скорость до 60-70 км/ч и увеличить дистанцию. Но поток транспорта шел также быстро, как если бы под колесами был чистый асфальт. В итоге случилась трагедия».