В российских сёлах мост — важнейшее средство связи с внешним миром. Если он закрыт, детям не добраться в школу, взрослым — на работу, к больным не приедет врач, не привезут в село продукты и лекарства.
Но многие из этих транспортных сооружений были построены в середине XX века и сейчас настолько ветхие, что требуют срочного ремонта, а иногда и полной реконструкции.
В июне прошлого года Владимир Путин на заседании Госсовета по дорогам дал поручение включить ремонт мостов и путепроводов в нацпроект. Работы уже начались и проходят в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» (входит в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).
Село Преображеновка в Липецкой области — пятикратный победитель Всероссийского конкурса «Самое благоустроенное сельское поселение России». Однако почти каждую весну вода в реке Воронеж поднималась на несколько метров и затапливала построенный 30 лет назад местный мост. Его конструкция уже не отвечала требованиям грузоподъёмности и безопасности, не было там ни тротуаров, ни ограждения. Во время паводков жители оказывались отрезанными от «большой земли», продукты и медикаменты им доставляли спецтехникой.
В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году новый мост на автомобильной дороге Кривец — Преображеновка сдан в эксплуатацию. В его основании буронабивные сваи глубиной до 11 м и монолитные стенки, служащие заодно лёдорезами. Пролётные строения от возможного натиска льда защищают также лёдоперевальные брусья. Протяжённость нового моста около 100 м, он выше предшественника почти на 2,5 м, ширина проезжей части — 8 м, есть и тротуары. Жители Преображеновки называют его «наш Крымский мост». И объясняют, что очень его ждали.
Теперь село не будет отрезано от внешнего мира при любых погодных условиях. После того как движение перевели на новую переправу, прежнюю демонтировали, а берег рекультивировали.
Кроме этого в Липецкой области за сезон реконструировали ещё 5 мостов.
За полгода справились
Новый мост появился и у жителей Нукутского района Иркутской области. На 34-м км автодороги, соединяющей посёлки Залари и Жигалово, реконструировали переход через реку Ей. Его построили 1980-х, он давно не справлялся с потоком автомобилей и даже стал небезопасен для жителей.
Работы начались в апреле и закончились осенью. Дорожные строители установили монолитные ригели, новые опорные части пролётных строений, стальные перила, обустроили подходы.
«Для нашего района это очень важное событие, — считает глава администрации Нукутского района Сергей Гомбоев. — Через мост будут ездить жители не только нашего, но и Балаганского, Усть-Удинского и Жигаловского районов».
Новый мост через канал Акбашский построили во время ремонта 4-километрового участка трассы Дейское — Нижний Курп — граница РСО-Алании. Передвижение жителей нескольких районов станет проще, плюс им откроется доступ к региональным и межрегиональным транспортным коридорам.
«Думаю, этот мост обеспечит надёжное и безопасное сообщение на долгое время», ― сказал представитель регионального отделения ОНФ по Кабардино-Балкарии Анзор Тхамоков.
А в столице Чеченской Республики накануне Дня города торжественно открыли мост через реку Сунжа на улице Мамакаева протяжённостью 70,5 м.
«Это очень загруженное направление: рядом станция скорой помощи, городская больница, детсад, — объяснил житель Грозного Амир Бакриев. — Пешком ходить было не очень приятно — не было нормального освещения. Сейчас мост стал шире, появились широкие пешеходные тротуары по обе стороны, освещение».
По словам специалистов, новый мост позволит снизить нагрузку на дороги в центре Грозного.
Справка
Власти регионов России заявили о 6 тыс. требующих ремонта мостов и путепроводов. Для их восстановления из федерального бюджета выделят 370 млрд рублей. До 2024 года регионам направят 200 млрд для ремонта мостов и еще 87,8 млрд — на строительство 121 путепровода.