Автомобилисты, препятствующие работе служб эвакуации, должны быть наказаны двойным штрафом за неправильную парковку. С таким предложением накануне выступил заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. Речь идёт о цепях и велосипедных тросах, которыми машины «приковывают» к столбам или заборам: подобная практика особенно распространена в столице. Если учесть, что штраф за неправильную парковку в Москве и Санкт-Петербурге составляет 2,5 тысячи рублей (статья 12.29 КоАП РФ), получается, что за попытку схитрить придётся заплатить уже 5 тысяч. «У нас огромная проблема в том, что граждане ищут, как обойти закон, а не как его соблюсти. Нарушителей нужно строго наказывать. Мы также предложим службам эвакуации «разваривать» техсредства граждан и заставлять таких «умников» оплачивать эту работу», — цитируют «Известия» депутата.
Отметим, что к различным парковочным уловкам (вроде вывернутых колёс, что затрудняет погрузку автомобиля) московские водители стали прибегать после того, как эвакуация автомобилей стала платной и была передана в руки коммерческих организаций. И, по мнению координатора «Синих ведёрок» Петра Шкуматова, дело не в какой-то «преступной ментальности» москвичей: «Прежде чем вводить новые штрафы, необходимо разобраться — что вынуждает водителей так поступать? Почему, например, в Санкт-Петербурге никто не привязывает свой автомобиль к столбу? На мой взгляд, разница в том, что там существуют точные правила эвакуации. А в Москве штрафстоянка висит над автомобилистами дамокловым мечом».
В Санкт-Петербурге действуют три общеизвестных «нельзя», продолжил эксперт: нельзя парковаться на «зебре» и в пяти метрах от неё; нельзя оставлять машину на узком тротуаре или заграждать путь другим транспортным средствам. То есть на штрафстоянку увозятся только те автомобили, которые мешают движению или создают опасность. «А у нас, после того как эвакуацию отдали частникам, ни в чём нельзя быть уверенным. Применяется так называемая «ковровая эвакуация», существует «план по машинам» — иногда забирают автомобили, которые стоят без нарушений. Для частников это бизнес. И даже если ты прав, тебе всё равно придётся сначала заплатить штраф, оплатить штрафстоянку, а только потом идти доказывать свою невиновность. Конечно, в таких условиях в ход идут цепи», — подытожил глава «Синих ведёрок».
Напомним, что на прошлой неделе депутаты фракции ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев и Андрей Свинцов предложили вовсе отказаться от платной эвакуации, вернув её городским службам, чтобы «разрядить обстановку». По их мнению, «муниципалы», не имеющие коммерческой заинтересованности в количестве перемещённых машин, будут работать аккуратнее, не раздражая водителей. Хотя идея «не пошла» — профильный комитет ГД по транспорту отклонил инициативу ЛДПР, выяснилось, что вопросов к «коммерсантам» действительно предостаточно. Так, например, большинство участников опроса, проведённого АиФ.ru, высказалось за сохранение платной эвакуации, но отметили, что правила работы коммерческих погрузчиков нуждаются в коррекции.
Но у этого вопроса есть и обратная сторона: ведь нарушение правил парковки — глобальная проблема мегаполисов. И для её решения по всему миру прибегают к непопулярным мерам. Об этом заявил председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев: «Не буду обсуждать финансовую составляющую вопроса, много это или мало — 5 тысяч рублей. Но хочу отметить, что нарушение парковки — это реальная проблема, которую необходимо решать. Вводить крупный штраф или использовать какие-то профилактические меры — не знаю, депутатам должно быть виднее. На мой взгляд, профилактика эффективнее. К новым штрафам водители быстро адаптируются. А вот введение платной парковки смогло исправить ситуацию в центре города. Нужно понять, что наша ситуация не уникальна: во всех крупных городах мира принимаются жёсткие и непопулярные меры для борьбы с нарушителями. Единственное, чего бы мне хотелось от правительства, — предоставление альтернативных решений, которые общество могло бы обсудить».
Профилактика нарушений и поиск альтернативных решений представляются более предпочтительным путём, нежели действия «в лоб», наподобие повышения штрафов. Пока же получается классическое противостояние брони и пули: в ответ на инициативу Старовойтова автомобилисты немедленно откликнулись обсуждением новых способов помешать эвакуации, которые бы не попадали под штраф. Например, вместо того чтобы «незаконно» привязывать автомобиль к столбу, можно сцеплять припаркованные машины между собой (формально это будет выглядеть как буксировка на тросе). Конечно, такой способ подходит только для коллег по работе. Но есть и другие способы избежать штрафстоянки: езда с прицепом (правда, по новым правилам, для этого придётся открыть специальную категорию в правах). Наконец, можно просто возить на крыше велосипед, установленный в специальном креплении — стандартному манипулятору не хватит высоты, чтобы забрать машину. Отметим, правда, что все эти уловки довольно громоздкие и создают неудобства прежде всего самому водителю. Гораздо проще парковаться, соблюдая правила. Тем более что, даже если машину не эвакуируют, всё равно придётся заплатить штраф.