Сухие летние дни остались позади, и осенние дожди вносят коррективы в процесс управления легковыми автомобилями. Ездить как прежде по мокрым дорогам уже не рекомендуется, и приходится менять старые рефлексы, выработавшиеся за три теплых месяца, на более выдержанную езду. Ведь когда вокруг лужи и встречный транспорт слепит фарами в сумерках, следует более внимательно относиться к своей и чужой безопасности.
Держите дистанцию
В первую очередь необходимо держать дистанцию до идущих впереди транспортных средств. Ведь осенью дороги бывают скользкими, и можно «догнать» соседнюю машину, когда этого совсем не ждешь. Коэффициент сцепления шин с сухим асфальтом равен 0,7-0,8, а с влажным — 0,5-0,6. Поэтому на мокрой дороге тормозной путь увеличивается примерно в 1,3-1,5 раза, а если учесть снижение видимости и возможные условия для образования эффекта аквапланирования, то автомобиль может не успеть затормозить перед препятствием там, где раньше он отлично замедлялся. Поэтому большая дистанция — это отличный способ избежать аварии.
Не экономьте на щетках
Некоторые водители берегут щетки стеклоочистителей и не всегда включают их даже в непогоду. Такая тактика помогает сберечь «дворники», но порой она оборачивается неприятностями. В дождливые сумерки дорога плохо просматривается даже в свете фар, а налипшие на стекле капельки дождя отражают сотни огней от проезжающего мимо транспорта. На мокром и грязном лобовом стекле бликуют уличные фонари, красные стоп-сигналы транспорта, огни витрин и прочие объекты. Водитель может не увидеть выруливающие на дорогу автомобили, которые пытаются вклиниться в поток, велосипедистов и пешеходов.
Поэтому лучше не экономить на дворниках и всегда держать стекло в чистоте.
Скачки по колее
На многополосных скоростных трассах со временем возникает колея. Осенью в этих ложбинках скапливается вода. В этом случае велик риск возникновения так называемого эффекта аквапланирования, при котором колеса теряют связь с асфальтом и глиссируют по водной глади. Причем происходит это, как правило, с одним колесом, в то время как другое остается на асфальте. Если в это время нажать на тормоз, то колесо в луже не может уцепиться за асфальт и проскальзывает, в то время как противоположное отлично держит дорогу и хорошо тормозит. Автомобиль переживает разворачивающий момент и резко бросает нос в сторону с непредсказуемыми последствиями. Только от мастерства водителя зависит, сможет ли он удержаться в полосе или запаникует от неожиданности и допустит ряд ошибок.
Поэтому при движении по асфальтовым дорогам лучше избегать резкого торможения в лужах и стараться выбирать для этого сухие участки. Для выбора этих участков и пригодится повышенная дистанция и невысокая скорость.
Следить за грязными участками трасс
Очень внимательно следите за наносами грязи, которые устраивает сельхозтехника с полей. Трактористы обычно не церемонятся, выползают на дороги на грязных тракторах и через пару десятков метров вновь ныряют к нужному перепаханному полю. На асфальте остается жирный мокрый грунт, который мгновенно забивает протектор и делает автомобиль неуправляемым. На таких загрязненных участках лучше не тормозить, а проезжать их накатом, заранее выбирая безопасную дистанцию до других машин.
Грязь еще более опасна в повороте, при проезде на высокой скорости есть риск развитии заноса. В этом случае нельзя слишком сильно крутить руль. Лучше немного скорректировать увод кормы рулем и дожидаться, когда машина выберется на чистый асфальтовый участок, на котором управляемость вернется. Самое же правильное — это не допускать превышения скорости и оттормаживаться перед загрязненными участками, чтобы миновать их безопасно.