Примерное время чтения: 6 минут
28379

Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях

/ Maksim Toome / Shutterstock.com

Водители, ещё не успевшие перепрограммировать рефлексы, по привычке думают о красном лете, а не о скользкой зиме. Покрышки, естественно, летние. В итоге в ноябре вовсю стрекочет АБС, накатывают волны адреналина, а сотрудники ГИБДД не поспевают на вызовы.

Старая добрая механика

Самым надёжным агрегатом для зимы является, конечно, механика. С её помощью можно чувствовать машину на всю катушку. Неудивительно, что хорошая ручная коробка используется и в раллийных гонках, где нет привычных электронных помощников. С её помощью можно тормозить, нагружать оси, дозировать тягу и подбирать оптимальные обороты под ту или иную крутизну поворота.

Наиболее опытные гонщики умудряются орудовать в гололёд одновременно и газом, и тормозом, то есть двумя педалями. Это помогает тормозить без риска блокировки колёс. То есть для того, чтобы замедляться максимально эффективно на скользком покрытии, ведущие колеса должны крутиться и тащить машину вперёд, а тормозные колодки и диски сбрасывать избыточную скорость своей цепкой хваткой. Но вдруг они перестараются? Вот и приходится прокручивать колёса газом! Иначе даже при стрекочущем АБС машина будет терять в эффективном торможении.

В общем, в опытных руках механика позволяет творить чудеса. Однако, где же набрать столько опыта? Ведь не каждый имеет за плечами багаж раллийных соревнований.

Для начинающих механика превращается в обузу, в особенности без электронных систем безопасности. При ударе по педалям в пол на включённой передаче, колеса блокируются, и двигатель попросту глохнет. Дело неприятное, так как гидроусилитель каменеет, и управлять в разы сложнее. В этот момент нельзя паниковать, а надо выжать сцепление и запустить ключом мотор.

Поэтому лучше сразу приглядеться к современным машинам с АБС. Электроника там не даст мотору заглохнуть, а тормозам блокироваться. Но и здесь необходимо переучивать себя подолгу зависать на низших ступенях. В гололёд лучше не подниматься выше третьей передачи.

Автомат в помощь

Другое дело — автомат. С ним много проще. Благо он доступен и для бюджетных седанов, таких, как Datsun On-Do, Renault Logan или Nissan Almera. Хорош он своим зимним режимом, то есть кнопочкой с изображением снежинки. В нём коробка ограничивает двигатель в оборотах и зависает на третьей ступени, стараясь всегда удерживать автомобиль под тягой.

Подобный японский автомат ставится и на Nissan Terrano. Благодаря ему внедорожник отменно рассекает сугробы в снегопад, а при снижении скорости на светофорах или поворотах быстрее переключается на «вниз и тормозить двигателем».

Более дорогие 6-ступенчатые автоматы «снежной» функции не имеют. Они стоят на массовых седанах Volkswagen Polo или на Kia Rio. Однако, посмотрев на селектор, можно увидеть сбоку от него паз с изображением плюса и минуса. Так выглядит ручной режим коробки, позволяющий самостоятельно выбирать ступени. Приходится самому уже думать головой при езде по снегу. Алгоритм такой же, как на механике. Плавное торможение колодками при заблаговременном переключении трансмиссии вниз. Просто качаешь селектор вперёд или назад, и на приборке загорается цифра действующей передачи. Но в этом случае внимание притупляется. Следишь уже не за скользкой дорогой, но и за процессом переключения. Порой с непривычки качаешь ручку в противоположную сторону, и машина расправляет крылья, потеряв опору в шестернях трансмиссии. Приходится исправлять ошибку, орудовать селектором обратно, отводить глаза от дороги и получать кивок носом от резкого переключения. В общем, надо привыкать.

Состязание роботов

В списке доступных трансмиссий есть ещё роботы, подразделяющиеся на два вида. Первые производятся из обычных механических трансмиссий путём добавления к ним блока исполнительных механизмов. Под капотом ставится исполнительный механизм, который дёргает сцепление и приводы обычной серийной коробки. У него есть блок управления, завязанный в одну сеть с автомобилем и получающий информацию о дорожной обстановке. Это самый дешевый вариант «автомата» с двумя педалями, но и самый ненадёжный зимой. Переключения происходят с большой задержкой, автомобиль на пару секунд остаётся без тяги и может поплыть на льду.

В ручном режиме робот предсказуемее. Управляется он так же покачиваниями селектора вперёд и назад. Но по скорости смены ступеней он аутсайдер. В моменты переключений автомобиль подолгу остаётся без тяги. Встречаются такие коробки на Renault.

Особая категория — это преселективные роботы с двумя сцеплениями, но это уже более высокая ценовая группа. Идут они на премиальные бренды и по большому блату попадают на топовые Volkswagen Polo и Skoda Rapid. В автомобилестроение они перешли из кольцевых гонок и считаются самыми быстрыми трансмиссиями. Действительно, блок двойного сцепления переключает передачи мгновенно. Тяга почти не уходит с колёс, а спортивный режим работы коробки позволяет подолгу оставаться на низших ступенях и держать мотор в тонусе. Тогда никакой снегопад не страшен. Можно расслабиться за рулем и спокойно наблюдать, как мотор раскручивается на трассе свыше 3 тыс. оборотов.

За доплату для преселективного робота можно заказать лепестки на руле для ручного управления трансмиссией. Тогда общение с автомобилем на зимней дороге в разы упрощается. Среди недостатков преселективного робота чувствительность блока сцеплений к перегрузкам при езде в пробках, а также высокая цена.

В общем, неплохим вариантом для города можно считать 4-ступенчатые автоматы со снежным режимом. Они дешевле, хорошо переносят зиму и не боятся нагрузок.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах