Гидроусилитель руля — вполне надежный технический узел, способный работать десятилетиями, не требуя ни обслуживания, ни дорогих расходных материалов. ГУР полностью сохраняет необходимую «обратную связь», обеспечивает устойчивость движения. ГУР дешевле и надежнее электроусилителя, а также способен переносить серьезные нагрузки во время маневрирования. Однако неправильная эксплуатация способна очень быстро вывести его из строя. При поломке ГУР водитель рискует оказаться перед лицом больших неприятностей. Что же за ошибки способны «убить» гидроусилитель в машине?
Из чего сделан ГУР?
Рулевое управление современного легкового автомобиля состоит из рулевой рейки, червячного вала, резервуара с рабочей жидкостью, роторного насоса, приводимого в движение ременной передачей от коленвала, гидрораспределителя, который направляет усилие в нужные стороны, и гидравлического цилиндра с поршнем, который тягами связан с рулевым механизмом. Также имеются две гидролинии, по которым масло подается от насоса ГУР к рейке.
При положении руля в нулевой точке рабочая жидкость перекачивается по системе, не выполняя работы, а избыток масла отправляется в расширительный резервуар, пока водитель не начнет поворачивать руль. Тогда торсион распределителя улавливает направления вращений, за счет чего срабатывает один из двух клапанов, которые открывают проток гидравлической жидкости к поршню цилиндра. Масляный насос накачивает масло в одну из емкостей цилиндра в зависимости от того, куда вращается руль. Масло толкает поршень — и гидравлическая система помогает перемещать рейку и поворачивает колеса.
Ездить с растрескавшимся пыльником
Есди долгое время не следить за состоянием резиновых уплотнителей, то можно упустить момент, когда на резине появится трещина, через которую внутрь механизма будут попадать вода и грязь. Влага попадает под пыльник и оседает на основном валу. Появляется ржавчина, и вал начинает работать как наждачная бумага, в результате чего в механизме возникает люфт. Ездить с такой неисправностью уже запрещено.
Чтобы пыльник не терял эластичности ни в жару, ни на морозе, его следует периодически смазывать силиконовой смазкой, которая помогает вытеснить влагу.
Вращение до упора
Неисправности ГУР не только приводят к снижению уровня комфорта при управлении автомобилем, но и непосредственно влияют на безопасность вождения. Нанести вред ГУР просто.
Если поворачивать рулевое колесо до упора и при этом увеличивать обороты двигателя нажатием на педаль газа, то давление в контуре гидроусилителя повышается до предельных значений. В крайних положениях включается перепускной клапан, что вызывает резкий рост давления и иногда приводит к выдавливанию уплотнителя и даже к повреждению старых шлангов. Поэтому производители автомобилей с гидроусилителями не рекомендуют удерживать рулевое колесо в крайнем положении дольше пяти секунд. Лучше при крутых поворотах немного, всего на пару градусов, отпустить руль обратно, чтобы не давать клапану открываться.
Стоянка с вывернутыми колесами
По этой же причине не рекомендуется оставлять автомобиль с вывернутыми колесами на паркинге. Давление в системе в этом случае будет нарастать сразу после запуска мотора. Активировавшийся насос спровоцирует удар, который может повредить уплотнители или износившиеся патрубки.
Резкие маневры
В морозы нельзя сильно крутить руль в разные стороны и начинать активно дрифтить по снегу сразу после старта машины. Необходимо дождаться, пока масло в гидроусилителе прогреется до рабочей температуры. Во время прогревания автомобиля необходимо плавно поворачивать рулевое колесо, чтобы предотвратить резкое нарастание давления загустевшего масла и концентрацию нарузок на уплотнителях. Тогда возможно их выдавливание и образование течи. После прогревания ГУР можно ездить с ним как всегда.
В общем, чтобы не ломать машину понапрасну, необходимо периодически осматривать рулевые наконечники, оценивать степень износа пыльников, а также самой рейки. А для надежной работы насоса нужно своевременно проверять уровень масла.