Как сберечь шину от пробоя на ямах?
Асфальт в средней полосе России служит недолго. Изменчивый климат и частые переходы температуры воздуха через ноль градусов приводят к замерзанию воды и разрушению покрытия дорог. Выщербины и неровности образуются даже в местах с относительно новым асфальтом. Водители не ожидают опасности и не успевают сбросить скорость перед препятствием. В итоге шина не выдерживает удара и повреждается. На боковинах покрышки образуются вздутия или разрывы, приводящие к резкому падению давления. Можно ли защитить колеса от таких проблем?
Мягкий металл и жесткая резина
Многие работники шиномонтажных мастерских делятся интересным наблюдением. Оказывается, что при сильных ударах в колесе страдает что-то одно: или рвется резина, или гнется диск. Энергия удара сначала проходит через протектор и боковину покрышки, проминает ее, а затем перераспределяется волнами в обод диска, заставляя его вибрировать. Одновременно с этим сжимаются пружина и амортизатор. Поэтому для сохранения целостности важна как высота шины, так и ее структурная прочность. При выборе колес для плохих дорог лучше всего останавливаться на продукции проверенных производителей, которые уже завоевали положительную репутацию, и не гнаться за модными легкими шинами, побеждающими в рейтингах по экономичности, выбегу и управляемости. Как правило, спортивным характеристикам приносится в жертву практичность.
Лучше всего подойдут высокопрофильные варианты покрышек с крепкой боковиной, которые способны распределять давление воздуха по всему объему и препятствовать локальным концентрациям нагрузок.
При этом диски должны быть, наоборот, мягкими и способными деформироваться. На это способны штампованные колеса, которые в случае повреждения легко сминаются и столь же просто ремонтируются с помощью кувалды. После снятия колеса можно прямо в поле пару раз ударить тяжелым молотком по месту загиба обода и вернуть работоспособность.
С литыми колесами такое невозможно. Обод у них не гнется, а вминается с изменением структуры легкого сплава. Для возвращения формы во время ремонта мастера используют сложную технологию прокатывания, требующую специального оборудования. Диск разогревают до пластичного состояния и по профилю возвращают материал на место на специальном станке. Получается не всегда хорошо, так как легкие сплавы при ударах часто трескаются и при прокатывании эти трещины не свариваются. Именно поэтому производители литых дисков заявляют, что их колеса неремонтопригодны.
В общем, самое действенное средство от грыж — высокопрофильная резина и штампованный эластичный диск.
Больше скорость
Немаловажным фактором для сохранения колес является скорость. Если ехать быстро, то энергия от ударов нарастает по экспоненте и формирует сложный комплекс волновых нагрузок на элементы подвески. Неподрессоренные массы бьют в резинометаллические шарниры, нагружают шаровые опоры, передают энергию в подшипники ступицы, в крепления и прочие элементы шасси. Из-за вибрационных нагрузок разбиваются сайлентблоки и сокращается ресурс рычагов. Однако с самих колес энергия снимается. Из-за высокой инерции движения вектор приложения силы идет по касательной, кузов часто подпрыгивает, и колеса перескакивают через многие ямы, ударяясь в них лишь по верхним кромкам.
Бывалые водители даже поддают газ при проезде ям, чтобы придать колесам больше инерционности и отчасти разгрузить передюю ось транспортного средства. Таким образом, машина как бы приподнимает нос, отклоняется назад, перенося центр тяжести ближе к корме. А вращающиеся под тягой ведущие колеса цепляются протектором за асфальтовые кромки ям и тянут кузов вперед.
Ни в коем случае нельзя тормозить при проезде глубоких неровностей. При падении скорости автомобиль наваливается вперед, сжимает передние амортизаторы и пружины, заставляя подвеску выработать часть полезного хода. Крепкий удар в уже сжавшийся амортизатор может привести к повреждению его уплотнителей и разрыву резины, а также к поломке ступичного подшипника и прочих деталей.
Оптимальной скоростью для движения по плохим дорогам считается 70-80 км/ч. Этого достаточно, чтобы машина могла перескакивать ямы и сохранять управляемость при появлении крупной неровности, чтобы успеть ее объехать.
При этом ехать слишком медленно тоже нельзя, так как при равномерной езде колеса могут проваливаться в большие ямы, из-за чего сила соударения покрышки возрастает. Кромка асфальтовой ямы бьет уже не по касательной, а с большим углом, из-за чего резина испытывает сильные деформации. К примеру, шины лопаются и получают грыжи гораздо чаще на 40 км/ч, чем на 60 км/ч. Поэтому при появлении ям лучше поддать газу, чем панически оттормаживаться.