Как проверить кондиционер перед покупкой машины?
При осмотре подержанных машин автомобилисты все внимание концентрируют на проверках юридической и банковской чистоты транспортного средства, на его техническом состоянии и на выяснении реального пробега. А вот до «мелочей» руки доходят не всегда, а зря. К примеру, старый кондиционер может потребовать затратного ремонта сразу после оформления сделки. Как можно проверить его работоспособность в процессе быстрого осмотра машины и оценить остаточный ресурс сложной техники?
Продавец лукавит
Выявить неисправности можно при опросе продавца. Спросите его, работает ли в машине кондиционер, и в зависимости от ответа можно сделать предварительные выводы о возможных проблемах. Обычно продавцы преуменьшают проблему и отвечают примерно следующее:
- кондиционер работает, но его надо только заправить;
- в прошлом году кондиционер заправляли, работал;
- спустили на зиму фреон;
- сняли ремень с компрессора, чтобы не забирал мощность (ремень порвался и т.д.);
- камнем пробило радиатор, треснула трубка, остальное в порядке и т. д.
На первый взгляд, делать почти ничего не надо, однако в реальности за этими словами могут скрываться более серьезные повреждения. Мелкими огрехами часто маскируют выход из строя ключевого узла климатической установки, а именно компрессора.
Если радиатор кондиционера давно забился, неисправность влечет за собой разрушение компрессора. Перегретый фреон приводит к подъему давления в системе кондиционирования. Компрессору приходится преодолевать огромное сопротивление горячего газа, чтобы сжать его. В итоге компрессор работает на износ и ломается. Старые владельцы пытаются починить его, снимают ремень, скачивают фреон, но обнаруживают серьезные проблемы и бросают кондиционер как есть. Зиму они ездят с неработающим устройством, а весной продают машину, убеждая покупателя, что достаточно только будет закачать новый хладогент.
Необратимая поломка
Помимо фреона в системе кондиционирования циркулирует масло. Оно проходит через все узлы системы и защищает ее от износа и коррозии. Если герметичность нарушается, то фреон улетучивается, вызывая неприятный запах в салоне. Вместе с тем перестает прокачиваться и масло, из-за чего защита резко снижается. В этом случае обычно развивается коррозия деталей компрессора, износ узла ускоряется в десятки раз. Уплотнения рассыхаются, материалы трескаются и теряют герметичность. Если внутри нет фреона и смазки, повреждения пустого неработающего кондиционера могут быть необратимыми. Поэтому если машина несколько месяцев проездила с неработающим кондиционером, то покупать ее не всегда оправдано.
Методы проверки
Если кондиционер рабочий, то его функциональность тоже необходимо проверять. При нажатии кнопки и после установки минимальной температуры в салоне под капотом должен слышаться щелчок включившегося компрессора. Правда, происходит это только после полного прогревания мотора. На большинстве иномарок во время стоянки одновременно с включением компрессора запускаются дополнительные вентиляторы радиатора, чтобы обеспечить эффективность охлаждения.
Не будет лишним осмотреть компрессор под капотом. При заведенном двигателе вращается только шкив компрессора. В момент включения кондиционера прижимная пластина примагничивается к шкиву, происходит слабый щелчок. Хотя иногда компрессор просто невозможно разглядеть из-за плотного расположения агрегатов в подкапотном пространстве, из-за чего оценивать его работоспособность придется на слух.
Если компрессор начал работать, то можно взяться за металлическую часть обратной магистрали. Это самая толстая трубка, ведущая из салона в компрессор. Взяться надо крепко, то есть обхватить всей ладонью. Почти сразу или через непродолжительное время, секунд через 5-10, рука должна ощутить, как трубка становится холодной.
Самый верный признак рабочего кондиционера — конечно же, холод в салоне. Возьмите градусник, удобнее всего электронный, который продается в любом хозяйственном магазине, вставьте его щуп в дефлектор и включите кондиционер на холод. Салонный вентилятор необходимо включить на полную мощность. Если при температуре в салоне в 20 градусов температура опустится на 10 ниже, то кондиционер работает в штатном режиме и поводов для беспокойства нет.