Как правильно обкатывать новые «шиповки»?
Автомобилисты, поставившие на машины новые шипованные колеса, должны быть готовы к неожиданностям, потому как новая резина ведет себя на дороге по-другому, нежели старая. Она чаще скользит и хуже держит дорогу, но главное — в первые километры пробега есть риск утраты части зубьев на шипованных колесах. Чтобы этого избежать, зимние шипованные колеса необходимо обкатывать до достижения ими рабочих характеристик. Как это правильно делать?
Неправильная усадка
Шипованные колеса необходимо обкатывать по двум причинам. В первую очередь, требуется избавиться от верхнего слоя резины, который загрязнен шлаками, окислами и технологическими отходами. Такой слой образуется в процессе изготовления колеса и значительно ухудшает свойства резины в течение первых недель ее эксплуатации. Сцепные свойства протектора снижаются, отчего тормозной путь увеличивается, а управляемость ухудшается.
Во-вторых, обкатка шиповок необходима для того, чтобы помочь металлическим зубьям правильным образом зафиксироваться в предусмотренных конструкций гнездах. Дело в том, что при производстве шипы вставляются в технологические гнезда на станке, который с помощью специального манипулятора внедряет зубья в резину. Происходит это на финальной стадии изготовления, после чего зимняя покрышка сразу поступает на склады, где хранится в течение нескольких месяцев.
Однако не все детали встают правильно, резиновые колодцы пружинят и деформируются, из-за чего ножка шипа не всегда попадает в крепежные пазы. Для правильной фиксации шипов требуются дополнительные нагрузки и циклические деформации рабочего слоя протектора для плотного облегания резиной металлических шипов и их правильной усадки.
Эти нагрузки шина получает во время первых недель пробега по дорогам. И если ездить неаккуратно, то часть плохо зафиксированных шипов может выпасть из колеса. В общем, от правильной обкатки зависит, сможет ли шина сохранить большую часть своих металлических зубьев.
Процесс обкатки «шиповок» не такой, как у «липучек»
Шипованные зимние покрышки можно обкатывать при любой температуре, но лучше всего это делать при небольшом плюсе и на чистом асфальте, который еще не имеет снежного покрытия. Обкатываются шипованные колеса не так, как фрикционные. В течение первых 300 километров пробега важно избавить их от резких торможений и разгонов, в то время как у фрикционных шин это не является противопоказанием.
Рекомендованная максимальная скорость на трассе — 70-80 км/ч. Важно исключить активные старты, при которых машина допускает пробуксовку ведущих колес, в результате которой неплотно севшие шипы могут вылететь. Тормозить нужно плавно без кратковременных блокировок колес.
На паркингах не рекомендуется активно вращать колеса, когда автомобиль стоит на месте. Лучше всего совмещать поворот колес с небольшим движением вперед или назад, чтобы снизить нагрузку на шипы.
По истечении первых 300 километров пробега резина плотно обжимает шипы, однако обкатка на этом не заканчивается. Требуется проехать еще около 500-700 километров в щадящем режиме, чтобы обеспечить равномерное истирание верхнего слоя резины.
Для оценки процесса обкатки на шипованных шинах имеются специальные индикаторы. Они выглядят как площадки с мелкими косообразными насечками вокруг каждого шипа. Как только эти насечки стираются, то колесо уже готово к полноценной эксплуатации.