Как правильно греть гидроусилитель?
С понижением температуры ниже -15 градусов многие системы автомобиля оказываются в зоне риска. Двигатель и трансмиссия требуют прогревания перед началом полноценного использования, так как масло в них густеет и теряет былую вязкость, из-за чего не может выполнять положенные функции. Однако порой водители забывают, что подобные трудности испытывает и гидроусилитель, где также используется специальное масло. Со временем оно старится, и узел в целом требует к себе особого внимания из-за риска внезапного выхода из строя в сильные холода. Можно ли избежать проблем?
Загустевшее масло
На форумах можно встретить рассказы о внезапных неисправностях ГУР:
«В январе на Крещение при температуре минус тридцать завел машину с брелока. Вышел через 20 минут, сел на водительское кресло, а руль тяжелый, еле крутится, плюс запах горелого масла в салоне. Откатился чуть назад и обнаружил лужу масла на снегу под машиной. Видимо, на морозе какой-то шланг или сальник не выдержал и лопнул. Открыл капот — бачок ГУР пустой. Оказалось, что порвался шланг обратки, который гонит масло в радиатор охлаждения ГУР».
Причиной неисправности на старых машинах становятся испревшие шланги и старое масло, которое уже через пять лет эксплуатации постепенно теряет свойства настолько, что густеет и резко теряет вязкость в морозы. При запуске мотора насос прокачивает его по гидравлической системе, из-за чего желеобразная жидкость создает локальные концентрации напряжения, которые приводят к повреждениям резиновых магистралей. Причем даже долгое прогревание не всегда способно повлиять на надежность ГУР.
Автомобилисты описывают на форумах этот процесс следующим образом:
«Заводишь машину, начинаешь прогревать, покачиваешь рулем, как на сервисе учили, чтобы жидкость прогнать по патрубкам. Получается все нормально. Руль крутится и в одну сторону до конца, и в другую. Однако, как только начинаешь трогаться, руль сразу тяжелеет, перестает легко вращаться. Открываешь капот, смотришь и видишь, что рабочую жидкость выдавило из какого-нибудь патрубка или даже из расширительного бачка».
Дело в том, что масло в ГУР не может получать тепло от силового агрегата, так как не имеет с ним прямого сопряжения. Даже если несколько трубок и будут отогреты, то масло в бачке и в других магистралях остается холодным. Отчасти это даже провоцирует локальные концентрации. Поток подогретого масла бьет в густую гелеобразную пробку и создает избыточное давление в прилегающем шланге.
Поэтому старый ГУР в морозы ниже -15 градусов необходимо отогревать феном по всему контуру, что затратно по времени. Единственным способом предотвратить поломку старого ГУР является своевременная профилактика и замена старого масла на новое.
Признаки скорой поломки
Предупреждением о скорой поломке ГУР является шум после холодного пуска мотора. Промороженный насос начинает проталкивать масло, но из-за загустевания жидкости тратит на это гораздо большую энергию. Механика испытывает повышенную нагрузку, благодаря чему и появляется шум. Через несколько минут циркуляции жидкость нагревается, и нагрузка в системе резко снижается, а шум пропадает.
В общем, при систематическом появлении шума масло лучше заменить на новое. Попутно потребуется проверить насос ГУР и работу его клапанов. Этот узел тоже не вечный и служит примерно по 150 тыс. км.
Иногда из-за морозов выходит из строя и приводной ремень насоса, который работает от энергии вращения коленвала. Затвердевшая резина ремня, на которой уже образовались трещины и потертости, может не выдержать нарастания нагрузки из-за холодного загустевания масла и порваться. Если обрыв происходит во время движения, то руль заметно тяжелеет. Некоторые водители пугаются и считают, что рулевое управление перестало работать, однако это неверно. Автомобиль остается управляемым, только руль будет крутиться с гораздо большим усилием, как на старой вазовской «классике», где гидроусилителя не было.