Как правильно глушить мотор?
За последние годы из-за экологических требований в двигатели внутреннего сгорания внедряются сложные системы впрыска и наддува, позволяющие снизить расход топлива и сократить количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. При этом мощность силового агрегата и его крутящий момент тоже возрастают. Однако технические усовершенствования не проходят бесследно. Ресурс силового агрегата снижается. Поэтому автопроизводители прописывают в инструкции по эксплуатации ряд правил, помогающих продлить срок службы мотора.
Не делай так!
Правила не только касаются холодного запуска и процедуры прогревания на ходу, но и включают рекомендации по процедуре завершения работы.
Двигатель с системой турбонаддува категорически не рекомендуется глушить сразу после остановки. Причем это требование обязательно для дизельных турбин и для бензиновых. К сожалению, не все водители ему следуют.
К примеру, часто видишь, как какой-нибудь лихач обгоняет поток, нагружает машину разгонами, раскручивает мотор до красной зоны, а затем резко тормозит, ныряет на паркинг к магазину и глушит мотор. Это худшее поведение для двигателя и трансмиссии, которое в течение нескольких месяцев способно вывести турбину из строя.
Масло должно двигаться
Дело в том, что турбина под нагрузкой нагревается до высоких температур, приближающихся к тысяче градусов. Она требует охлаждения. Однако при резком выключении мотора система охлаждения перестает столь же эффективно отводить тепло. Помпа на некоторых моделях продолжает прокачивать жидкость даже после выключения мотора, но вот масляный насос останавливается. А циркулирующее масло — тоже одно из условий для отвода тепла.
Когда смазывающая жидкость застаивается после выключения силового агрегата, она прижигается и запекается в местах локальных перегревов. Образуется твердый налет, препятствующий работе турбины.
Перегрев также вреден и для автоматической коробки передач, масляный насос которой тоже должен прокачивать масло до тех пор, пока перегрев не будет снят.
Охлаждение на ходу
В общем, перед выключением турбированного двигателя ему необходимо дать поработать на холостых оборотах минуту-другую, чтобы охлаждающая жидкость и масло смогли отвести излишки тепла от двигателя и от автоматической трансмиссии.
Однако лучше всего мотор охлаждается не на паркинге, а во время движения. Все спортивные автомобили после цикла скоростных заездов проезжают еще пару так называемых охлаждающих кругов на невысокой скорости и малой тяге мотора. Потоки воздуха обдувают радиаторы, снимая излишки тепла, а масляный насос при торможении двигателем лучше прокачивает масло. Полезно торможение мотором и для помпы, которая хорошо прогоняет жидкость по рабочим контурам.
Так же можно делать и на обычных машинах. При приближении к цели поездки можно сбросить газ и проехать минуту-другую накатом, притормаживая мотором. Тогда мотор и коробка охладятся быстрее.