Как на парковке не дать машине скатиться под горку?
При постановке автомобиля на стоянку многие по старинке включают первую или заднюю передачу и не активируют ручной тормоз, боясь его примерзания или выхода из строя. На старых «Жигулях», «Волгах», Volkswagen Passat II и вообще всех иномарках 1990-х годов выпуска с изношенными барабанными тормозами намокшие колодки при длительной ночной стоянке иногда примерзают к барабанам и блокируют колеса. Приходится отогревать тормоза с помощью теплой воды. Поэтому среди бывалых водителей бытует мнение, что пользование ручным тормозом может обернуться обездвиживанием машины. И даже на новых современных автомобилях вместо ручника они по привычке используют механическую трансмиссию для удержания машины на уклоне.
Торможение мотором не помогает
Между тем конструкция современных механических коробок передач изменилась, и подобный фокус на них не удается. Стоит поставить машину на первую передачу, как она через некоторое время начинает двигаться. Вот как описывают этот процесс автомобилисты на интернет-форумах.
«У себя во дворе, где „девятка“ без проблем стояла под уклон на первой передаче, я недавно чуть не разбил впереди стоящую машину. Все как обычно: выключил двигатель, воткнул первую, плавно отпустил сцепление. Потом вышел из машины, запер двери, и „Фокус“ рывками пошел вперед. А там дорогая иномарка. Пришлось быстро открывать дверь и заскакивать внутрь. Так что теперь всегда и везде ставлю только на ручник!» — описывает поведение своего Ford Focus автомобилист Виктор.
А вот что пишет другой водитель по имени Сергей: «У меня автомобиль Kia Ceed с бензиновым мотором 1,6 л и 6-ступенчатой коробкой. При остановке на уклоне при заглушенном двигателе и включенной первой передаче (без использования ручного тормоза) авто начинает медленно, рывками скатываться вниз. Примерно через каждые 12-18 секунд происходит откат примерно на 1/6 оборота колеса, затем пауза, и опять новый цикл скатывания.
Проверили компрессию в цилиндрах. Во всех четырех „горшках“ прибор показал 12 атм. Затяжка свечей зажигания тоже в норме».
Многим кажется, что подобное поведение вызвано неисправностями в двигателе или в сцеплении. Однако скатываются с горки даже новые автомобили, такие, как Golf 7, у которых все в порядке с силовым агрегатом и трансмиссией. Дело в том, что новые моторы не рассчитаны на то, чтобы удерживать вес 1,2-тонной машины одной трансмиссией, отчего под нагрузкой проворачивается коленвал. Однако подобный процесс запросто приводит к поломке. На вал через ремень ГРМ задействован клапанный механизм, у которого при проворачивании могут сбиться настройки, а это, в свою очередь, грозит повреждением клапанов.
Поэтому удерживать автомобили с механическими коробками с помощью первой или задней передачи нельзя.
Камень под колесом
Если возникла необходимость оставить машину на склоне, то вместе с передачей нужно затягивать ручной тормоз. В современных машинах он уже электронный. Автоматика сама регулирует усилие прижима колодок, чтобы не дать колесам провернуться.
Однако ручной тормоз со временем ослабевает, и можно подстраховать его с помощью нехитрых приемов. При паркинге у бордюра необходимо вывернуть колеса таким образом, чтобы при начале скатывания они упирались в ограничивающий движение камень.
Если автомобиль паркуется носом вниз, то руль надо повернуть вправо. При паркинге кормой вниз и при возможном скатывании назад колеса выворачиваются влево, чтобы они точно так же упирались в бордюрный камень. При этом трансмиссию необходимо ставить не на первую передачу, а на задний ход.
Если же уклоны настолько велики, что автомобиль буквально висит на ручнике, а бордюрного камня нет, то под колеса лучше подложить какие-нибудь предметы. Это может быть кусок кирпича или специально сконструированный деревянный «башмак» с упором.
Таким же образом можно заблокировать уже движущийся автомобиль, сорвавшийся с ручного тормоза или скользящий под уклон на неподвижных колесах. Острые грани кирпича, поставленного под колеса, вгрызаются в грунт и помогают зацепиться на поверхность.