Для чего нужны красные риски на спидометре?
Приборная панель автомобиля таит в себе загадки. Она переполнена иконками, символами и сигнальными обозначениями, смысл которых не всегда очевиден водителям. К примеру, не каждый знает, для чего нужны красные риски на шкале спидометра и как ими правильно пользоваться. Или какую роль играет так называемые красная и желтая зоны тахометра. Для каких условий эксплуатации они пригодятся?
Вместо тахометра
Если мы посмотрим на приборную панель первых «Жигулей», то там можно увидеть три красные полоски в верхней части шкалы спидометра. Первая немного не доходит до 40 км/ч, вторая расположена за цифрой 60 по ходу стрелки, а третья красная полоска наносилась на отметке в 95 км/ч.
Оказывается, эти обозначения помогали водителям разобраться с переключением ступеней механической коробки передач в отсутствии тахометра. По ним определялись обороты мотора и самый оптимальный режим смены передач.
К примеру, на первой передаче можно было разгоняться до 40 км/ч, двигатель достигал 4 тысяч оборотов, после чего можно было переводить селектор коробки в следующее положение. В эпоху массового внедрения автомобилей и приобщения к автомобилизации людей, плохо знакомых с техникой, такие подсказки не казались лишними.
Вторая риска показывала, до какой скорости можно ехать на второй передаче механической коробки. Третья активировалась при 60 км/ч и должна была продолжать работать до достижения скорости в 95 км/ч. Далее подключалась четвертая ступень трансмиссии.
Позднее со сменой поколений ВАЗовской «классики» и с изменением вешнего вида приборной панели эти красные полоски перестали наноситься на шкалу спидометра. Не было их и на первых переднеприводных моделях ВАЗа. Водители ориентировались на слух и определяли момент переключения передач по звуку работы мотора.
Ограничения скорости
Между тем на иномарках эти красные полоски существуют по сей день. Правда, теперь они имеют другой смысл. За переключением передач в механической коробке теперь следит специальный помощник, который в графической форме показывает на приборной панели, в какой момент времени необходимо включать ту или иную передачу. Если следовать его советам, то процесс езды будет экономичным, но не динамичным.
Что же касается красных рисок, то сейчас они наносятся уже на скоростях 30 км/ч, 50, 90 и 130 км/ч. В Европе они соответствуют принятым правилами скоростным ограничениям.
Возле детских учебных заведений и учреждений культуры запрещено ездить свыше 30 км/ч. А на городских проспектах висят круглые знаки ограничения скорости в 50 км/ч. Риски напоминают водителям, что стрелка спидометра не должна переходить за красную границу, иначе есть риск получить штраф.
В отличие от России, где в больших городах принятым стандартом является ограничение скорости в 60 км/ч, в странах Европе более жесткие правила дорожного движения.
Риска на цифре 90 напоминает о предписании не разгоняться слишком быстро при движении по загородным трассам, а красная полоска на 130 км/ч говорит о запрете превышать скорость при движении по европейским автострадам.
На российский рынок приходят автомобили, сертифицированные в том числе и для европейских рынков, и их приборные панели несут в себе отголоски иностранных требований. Поэтому в России, где существуют другие скоростные ограничения, на этих красных полосках просто не заостряется внимание.
Желтая и красная зоны
Еще одни красные и желтые обозначения есть на тахометре. Они начинаются от 5 тысяч оборотов и заканчиваются на 7 или 8, в зависимости от дизайна прибора. Желтый сектор предупреждает, что мотор входит в режим максимальной мощности, а красная зона тахометра показывает критические обороты мотора. При них резко возрастает давление масла, в результате чего начинается его сильное потребление. Кроме того, растет температура масла, и увеличивается риск пробития масляной пленки на рабочих поверхностях деталей, что грозит ростом силы трения.
В общем, раскручивать мотор понапрасну до красной зоны не рекомендуется, потому как такой режим работы негативно сказывается на ресурсе мотора. Оптимальными оборотами для работы силового агрегата является диапазон между 2000 и 4000.