Примерное время чтения: 3 минуты
9181

Почему белорусский бензин дешевле российского?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Станет ли Кавказ всероссийской кузницей, здравницей и житницей? 27/05/2020
Михаил Делягин.
Михаил Делягин. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В апреле белорусское топливо обходилось российским оптовикам на 500 руб. за тонну дешевле, чем российский бензин. Почему России стало выгодно покупать нефтепродукты в стране, у которой нет своих нефтяных скважин?

Михаил Делягин, научный руководитель Института проблем глобализации:

— Ситуация такая же фантастическая, как импорт пресловутых белорусских креветок. Но объяснимая. Власти Белоруссии не проводят разрушительной либеральной политики в экономике. А Россия в 2018 г. сделала то, что МВФ требовал от неё ещё 25 лет назад, — резко подняла внутренние цены на бензин, начав так называемый налоговый манёвр. «Чубайсам» 1990-х хватило благоразумия этого не делать. А нынешние «рулевые» экономики перекроили систему налогообложения нефтяной отрасли, снизив экспортные пошлины и увеличив налог на добычу полезных ископаемых. А чтобы бюджет получил больше денег, НДПИ был повышен сильнее. В результате, чтобы розничные цены на заправках не стали запредельными, правительству пришлось их сдерживать и компенсировать убытки отечественных НПЗ. Более абсурд­ным могло бы стать только искусственное создание и затем погашение убытков ликёро-водоч­ных заводов.

Из-за российского налогового манёвра огромные деньги потеряла и Белоруссия, покупающая нашу нефть для переработки на своих НПЗ. Но такая картина сохранялась лишь до тех пор, пока экспортные цены на углеводороды были высокими. Как только в марте они упали в 2 раза — сырьё для белорусских заводов подешевело, а на АЗС России замороженные цены остались на прежней высоте. Тут и хлынуло через нашу границу белорусское топливо, сделанное из нашей же нефти. И ничего незаконного в действиях белорусов не было. Минск имеет право экспортировать в любую страну продукцию, выпущенную из импортного сырья. (А Правительство РФ, чтобы защитить интересы отечественных НПЗ, запретило импорт бензина только в конце мая. — Ред.)

Ситуация, когда решения по регулированию внутреннего топливного рынка вскоре становятся неработоспособными, повторяется уже много лет. Почему? Потому что все постсоветские правительства России, кроме кабинета Евгения Примакова, проводили политику, направленную на поддержку глобальных финансовых спекулянтов, а не отечественного производства. Иначе трудно объяснить, почему к внешним ценам привязаны внутренние цены не только на нефть, но и на зерно, семена подсолнечника, удобрения. Если бы автомобили заправлялись подсолнечным маслом, нашу страну регулярно сотрясали бы кризисы, связанные со скачками цен на семечки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах