Можно ли объезжать аварию по встречной полосе?
Иногда на проезжей части появляются неожиданные препятствия: столкнувшиеся машины, упавшее дерево или сломавшийся грузовик. Чтобы их объехать, приходится выезжать на соседние полосы. Как быть, если свободен только встречный участок дороги? Разобраться в ситуации помогает член Ассоциации юристов России Юлия Маренкова.
Объезд по правилам
У водителей, увидевших аварию и вставших на заблокированном участке дороги, есть два варианта действий: ждать, пока должностные лица ГИБДД оформят ДТП и распорядятся убрать поврежденные машины с дороги, либо объехать ДТП по встречной полосе или по обочине.
Казалось бы, выезд на обочину, тротуар, полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, сопряженный с пересечением сплошной линии разметки, грозит водителю привлечением к административной ответственности. Некоторые инспекторы даже пытаются наказать водителей за выезд на встречку по статье 12.15 КоАП РФ, которая предполагает штраф в 5 тысяч рублей либо лишение прав. Однако в случае объезда препятствия действия водителей не всегда должны трактоваться как умышленный обгон через сплошную.
Упавшее дерево или раскопанный из-за ремонта коммуникаций участок проезжей части являются непреодолимыми препятствиями. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения (ПДД) любое ДТП тоже представляет собой препятствие. Его участники должны оставить пострадавшие автомобили на месте происшествия, а перед ними выставить соответствующие знаки. После этого авария приобретает юридический статус и в отношении нее на дороге начинают действовать особые правила поведения. Таким образом, проезд рядом с упавшим деревом или с поврежденными в ДТП машинами должен расцениваться не как их обгон по встречке, а как встречный разъезд.
Пункт 11.7 правил гласит: «В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу». Кроме того, если ДТП произошло в холмистой местности с переменным уровнем рельефа, обозначенным знаками 1.13 и 1.14, то уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Перед тем как выехать на встречку, нужно убедиться, то других путей для объезда нет. Если обочина отсутствует или она тоже заблокирована и других путей нет, то можно миновать проблемный участок по встречной полосе, не боясь получения штрафа.
В отдельных случаях для обозначения путей объезда в местах ДТП или строительных работ правила дорожного движения требуют размещения на дороге дополнительных знаков (4.2.1 — 4.2.2 ПДД), указывающих направление движения для других машин и разрешающих объезд, в случае если движение перекрывается при ДТП. Данный знак устанавливается дорожной службой либо сотрудниками ГИБДД.
Объезд по распоряжению инспектора
Кроме того, объезд аварии через сплошную линию возможен в том случае, если управление потоком автомобилей осуществляется напрямую инспекторами ГИБДД, поскольку ПДД в безусловном порядке закрепляют приоритет сигналов и распоряжений регулировщика перед сигналами светофора, требованиями дорожных знаков или разметки.
Если сотрудники полиции прибыли на место на служебном автомобиле, включили проблесковые маячки и занимаются устранением последствий аварии, то юридически это означает, что на проблемном участке дороги отменяется действие всех знаков и разметки, а регулирование движения берут на себя инспекторы.
Часто полицейские дают команду на объезд аварии первой машине, стоящей у заблокированного участка, а затем остальные автомобили повторяют совершенный маневр. Инспекторы могут не вмешиваться в процесс, но они обязаны так поставить свой патрульный автомобиль, чтобы водители из встречного потока транспорта издалека видели, что их полоса используется для объезда препятствия.
Если же инспекторы ГИБДД еше не прибыли на место, перед тем как начать объезд аварии, необходимо убедиться, что водители столкнувшихся автомобилей выставили знаки, а проезд по обочине невозможен. Только в этом случае можно выбираться на встречку через сплошную линию.