Власти придумали действенный способ борьбы с дорожными хулиганами, пропагандирующими в соцсетях агрессивный стиль поведения на дорогах. Поводом для этого стало резонансное ДТП, произошедшее на Кутузовском проспекте в Москве 20 ноября. Спорткар BMW M4 под управлением блогера Саида Губденского потерял управление и вылетел на встречную полосу, где столкнулся с автомобилями Mercedes-Benz и Volvo. Водитель и его пассажир, президент Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта Дагестана Заур Ибрагимов, погибли. Выяснилось, что блогер неоднократно нарушал Правила дорожного движения, допускал вызывающие выходки на дорогах и выкладывал записи лихой езды в своем блоге. Примерно так же себя ведут и другие ценители активного драйва. Что же с ними будут делать власти?
Кто из блогеров попал под запрет
Как заявила первый заместитель главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, видео с автогонками на городских улицах и нарушениями Правил дорожного движения (ПДД), размещаемые в соцсетях блогерами, будут считаться доказательствами совершения ими правонарушений. Сотрудники полиции будут опираться на эти данные при проведении следствия. Нередко на видеозаписях можно увидеть скорость, с которой ездят нарушители, и нарушения требований разметки, в том числе и линий, разделяющих полосы встречных направлений.
«Тем самым блогеры осознанно совершают административные правонарушения, делают это систематически и сами формируют доказательную базу для применения в их адрес административных санкций», — цитирует слова Ирины Рукавишниковой РИА Новости.
Несмотря на то, что в Кодексе об административных правонарушениях еще нет статьи с наказанием за опасное вождение, существуют другие статьи, позволяющие лишать блогеров прав, а также применять к ним иные меры воздействия.
Уже опробована практика блокировки аккаунтов блогеров-нарушителей в социальных сетях. Первыми блогерами, подвергнутыми наказанию, стали Кирилл и Богдан (@feromon666), Гоша Ерохин (@gosha2048) и Алан Енилеев (@alan_enileev).
Как передает «Коммерсант» со ссылкой на пресс-службу Таганского районного суда Москвы, информация, размешенная в аккаунтах блогеров, признана запрещенной к распространению в РФ.
За что наказали?
Как передает «Коммерсант» со ссылкой на столичную прокуратуру, блогеры «пропагандировали, поощряли и доводили до широкого круга лиц информацию о преимуществах» управления автомобилем без номеров для уклонения от штрафов, а также призывали к «нарушению законодательства».
Там подчеркнули, что «аккаунты имеют большое количество подписчиков (более 3 млн в сумме), доступ к ресурсам свободный, ознакомиться с содержанием страниц может любой пользователь».
Как передает «Российская газета», блогеры Кирилл и Богдан, известные как feromon666 и имеющие 460 тысяч подписчиков, демонстрировали откровенно агрессивное поведение, превышение установленного скоростного режима, несоблюдение требований линий разметки, установку непредусмотренного светового оборудования.
По данным Госавтоинспекции, блогер Тот самый Gosha, имеющий 55 тысяч подписчиков, неоднократно передвигался без государственных регистрационных знаков, демонстрировал откровенно агрессивное поведение. Тот самый Gosha заявил, что обвинения в его адрес — «обман», «нет ни одного видео с рекламой борьбы со штрафами», а номера он снимает, чтобы их никто не знал.
Лишить источников заработка
Прокуратура обратилась с иском в суд о признании информации в аккаунтах запрещенной. Иск был удовлетворен. URL-адреса страниц и аккаунтов блогеров будут внесены в Единый реестр запрещенной в РФ информации. В Прокуратуре Москвы сообщили, что уже идут проверки и по другим блогерам, замеченным в публикациях видео с нарушениями ПДД или опасным вождением. Чтобы закрыть аккаунт в соцсетях, Роскомнадзору потребуется отправить предписание администрации «ВКонтакте», Youtube, Facebook или принадлежащей ему соцсети Instagram.
Блокировка страничек в соцсетях очень болезненна для блогеров. Для них социальные сети — это основной источник заработка. К примеру, в 2019 году журнал Forbes оценил годовой доход Алана Енилеева в 850 тысяч долларов, поставив на четвертое место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских блогеров. Он известен в том числе своими обзорами дорогих и редких автомобилей на Youtube и в Instagram.
Напомним, что проработка методики блокирования блогов нарушителей ПДД началась еще летом, после резонансного ДТП, которое устроил 1 апреля 2021 года на Смоленской площади блогер Эдвард Бил. Он выехал на встречную полосу на Смоленской площади, в результате чего в аварии пострадала женщина. Позже выяснилось, что блогер водил машину, снятую с учета, что позволяло ему уходить от ответственности.
УГИБДД по Москве еще в июле 2021 года обнаружило, что в указанных аккаунтах публично демонстрируются нарушения ПДД, «пренебрежение нормами безопасности и действия, создающие угрозу жизни и здоровью граждан», рассказали в МВД.
Кроме того, после ДТП на Кутузовском проспекте спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести уголовную ответственность за неоднократные нарушения и конфисковывать автомобили нарушителей. Разработкой законопроекта занялась группа депутатов во главе с руководителем думской фракции единороссов Владимиром Васильевым.
Как заявила официальный представитель МВД Ирина Волк, «работа Госавтоинспекции по выявлению неприемлемого контента будет продолжена».