На коллегии в ведомстве не только озвучили, кто отвечает за все те безобразия, с которыми ежедневно сталкиваются и водители, и пассажиры, но и предложили пути решения проблемы.
«За последние два года в ДТП погибло 37 тыс. человек, ранено полмиллиона. Ежегодные экономические потери от дорожно-транспортных происшествий исчисляются миллиардами рублей, — озвучил печальную статистику генпрокурор России Юрий Чайка. — В результате проведенных за указанный период прокурорами проверок выявлено более 330 тыс. нарушений законов о безопасности пассажирских перевозок, дорожной деятельности, законодательства об административных правонарушениях».
Нельзя сбрасывать со счетов и вину водителей за ситуацию на дороге. «В 2018 году в области дорожного движения средствами автоматической фиксации зафиксировано около 120 млн правонарушений. Это означает, что почти каждый житель России совершил административное нарушение», — напомнил первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман. Он сообщил, что только органами дознания в 2018 году были возбуждены более 70 тысяч уголовных дел о нарушении ПДД.
И всё-таки главные виновники бардака на дорогах — это чиновники, которые должны грамотно организовывать безопасное дорожное движение. Между прочим, государство на это выделяет немалые деньги.
Дороги плохие, а деньги на них «пилят»
Во-первых, как показали прокурорские проверки, существуют серьезные законодательные провалы. «На сегодняшний день Минтрансом не принят административный регламент, позволяющий проверять региональные органы власти, муниципалитеты в части организации ими пассажирских перевозок и дорожной деятельности, — рассказал Юрий Чайка. — Во многих субъектах нормативные акты, касающиеся сохранности дорог, определения аварийно опасных участков не соответствовали федеральному законодательству». Генпрокурор даже перечислил конкретные регионы, в которых эта проблема стоит в полный рост: республики Адыгея, Алтай, Архангельская, Владимирская, Липецкая, Ростовская области и другие.
Во-вторых, никакие нормативные акты не помогут безопасности, если на дорогах сплошные колдобины и рытвины. «По-прежнему одной из основных причин аварий остаются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Повсеместно дороги регионального и местного значения не соответствуют требованиям государственных стандартов», — подчеркнул Юрий Чайка.
«Особую обеспокоенность вызывает состояние региональных и местных дорог. Подавляющее их большинство находится в плачевном состоянии, — сказал Буксман. — Повсеместно встречаются выбоины и ямы, отсутствует освещение, дорожные знаки, барьерные ограждения, не оборудованы пешеходные переходы».
Например, в Республике Калмыкия и Архангельской области порядка 90% региональных и местных дорог не отвечают нормативным требованиям. В других субъектах РФ более половины таких автодорог эксплуатируются с нарушением законодательства. Буксман отметил, что некачественные и небезопасные дороги остаются одной из основных причин аварий. «В прошедшем году недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети явились сопутствующими условиями 60 тыс. ДТП, в которых погибли 5,5 тыс. человек и еще 75 тыс. получили различные увечья», — сказал замгенпрокурора.
А Юрий Чайка рассказал, что на этом фоне ещё и процветает банальный «распил». «При этом широко распространены случаи неэффективного, нецелевого использования, а порой и хищения бюджетных средств, выделяемых на строительство, реконструкцию, ремонт дорог. Прокурорами Кировской, Магаданской, Оренбургской, Смоленской областей пресечены факты дробления контрактов, неправомерного завышения цен по ним, несоблюдения сроков их исполнения», — сказал генпрокурор. И, кстати, он потребовал от своих подчиненных пресекать это дело на корню: «При выявлении в ходе надзора фактов коррупции при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов на выполнение дорожных работ добивайтесь привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Важной составляющей этой работы должно стать оперативное обнаружение имущества, полученного коррупционным путем, его изъятие, арест, а также принятие иных мер, направленных на возмещение ущерба».
Камеры работают на карман частников
Количество вопросов, которые у прокуроров возникают к работе камер фото-видеофиксации на дорогах, вообще зашкаливает. Генпрокурор России прямо сказал, что в некоторых регионах штрафы, которые платят водители после фиксации камерами их нарушений, «по условиям концессионных соглашений практически полностью отчисляются частным компаниям». «В ходе прокурорских проверок установлены многочисленные факты, когда такие системы работают с неотлаженным программным обеспечением. Водители получают квитанции на оплату штрафов за правонарушения, которых они не совершали. А места установки камер порой свидетельствуют о стремлении скорее заработать на штрафах, чем обеспечить безопасность на дорогах», — заявил Юрий Чайка.
Прокуроры выявили, что зачастую камеры устанавливаются при отсутствии документации об организации дорожного движения, без учета состояния аварийности, без знаков, предупреждающих водителей об их использовании. В частности, на трассе М8 были установлены 3 ограничивающих скорость движения знака по устному распоряжению начальника участка организации, обслуживающей дорогу по госконтракту. В результате штрафы были наложены более чем на 200 водителей.
Примерно такой же бред творится с установкой дорожных знаков. «Является абсурдной ситуация, когда знак „Остановка запрещена“ устанавливается непосредственно перед пешеходным переходом, а камера фиксирует правонарушение при остановке для пропуска пешеходов. Подобные жалобы часто поступают от автомобилистов Москвы», — отметил Александр Буксман. Также зачастую камеры фиксируют неправильную парковку в момент, когда автомобиль стоит в глухой пробке. «Ошибки свойственны любым цифровым системам. Но недопустимы умышленные уловки их владельцев в целях незаконного обогащения», — подчеркнул заместитель генпрокурора.
Генпрокуратура предлагает установить административную ответственность за эксплуатацию установленных с нарушениями камер фотовидеофиксации на дорогах, а также на заседаниях соответствующих межведомственных групп проработать предложения об установлении единых требований к размещению дорожных знаков на всей территории страны.
Кто нас возит?
«Существенное влияние на уровень аварийности оказывает несоблюдение законодательства автоперевозчиками. Зачастую нарушается порядок медицинских осмотров водителей, их право на отдых. В рейсы выпускается транспорт с неисправностями, в том числе при которых его эксплуатация вообще запрещена», — сказал Юрий Чайка.
И проблема не только в качестве автопарка и подготовке водителей автобусов и маршруток. Частники-новички, которые сегодня получают новенькие права в автошколах, создают на дорогах немало проблем. «К сожалению, остро стоит вопрос качества подготовки водителей в автошколах. В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты несоответствия программ обучения и материальной базы установленным требованиям, — рассказал генпрокурор. — Повсеместно прокурорами пресекались случаи выдачи медицинскими организациями справок лицам, состоящим на учете с психическими отклонениями, алкогольной и наркотической зависимостью. В судебном порядке признавались запрещенными сайты, предлагающие продажу водительских прав без прохождения обучения, поддельные страховые полисы».
Плохо проверяют?
И ещё один неприятный момент — большинство перечисленных проблем на дорогах можно было бы оперативно устранить, если бы контролирующие органы работали лучше. «Ространснадзором и его территориальными управлениями ненадлежаще реализуются полномочия при проверках предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Факты систематических нарушений на дорогах, увеличение числа аварий с участием водителей таких юридических лиц остаются без внимания проверяющих, — перечислял генпрокурор. — Органами Госавтоинспекции ослаблен контроль за деятельностью юридических лиц, на которых возложена обязанность по содержанию дорог, а также исполнением выданных предписаний. Установлены случаи ненадлежащего осуществления полномочий по сопровождению перевозок групп детей».
Досталось от Юрия Чайки и органам дознания, которые умудряются затягивать сроки и необоснованно приостанавливать уголовные дела по факту повторного управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Как выяснилось, есть претензии и к прокурорам, которые не реагируют на такие ситуации, «несмотря на широкий спектр имеющихся полномочий». «Есть и другие претензии к работе прокуроров. В отдельных регионах при неудовлетворительном состоянии половины дорог исковая работа ослаблена», — возмутился генпрокурор.
Прокуроры усилят надзор
По итогам коллегии генпрокурор дал ряд поручений. «Первоочередные усилия направьте на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранность и законность расходования бюджетных средств, выделенных на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог», — подчеркнул Юрий Чайка.
По его словам, необходимо особое внимание обратить на обеспечение законности при организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом «в первую очередь детей, проведении пред- и послерейсовых осмотров водителей, соблюдение ими режима труда и отдыха».
«Требую обеспечить жесткий контроль за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления мероприятий по созданию безопасных и качественных автодорог», — настаивает генпрокурор.
В целях своевременного устранения массовых нарушений прав граждан, заявил Чайка, прокуроры должны совместно с контролирующими органами организовать проверки соблюдения законодательства при установке и эксплуатации комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. «Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства с привлечением Университета прокуратуры поручаю разработать методические рекомендации прокурорам по проведению таких проверок», — заключил он.