Каким машинам могут запретить въезд в центр Москвы?
Запрет может быть введен уже в следующем году. А узнать, к какому классу принадлежит ваша машина, можно уже сейчас.
Идея введения запрета въезда в исторический центр городов автомобилей с чадящими двигателями не нова и давно опробована во многих Европейских странах. Однако в России эта практика еще не применялась. С начала этого десятилетия готовилась правовая база для такого нововведения, менялись правила дорожного движения, а так же иные законодательные акты, призванные усилить контроль за техническим состоянием машин.
Что такое экозона?
С 1 июля 2018 года в правила дорожного движения включены 4 новых дорожных знака. Теперь знак 5.35 запрещает проезд в экологические зоны для механических транспортных средств, в том числе всех легковых автомобилей, у которых экологический класс меньше, чем указанная на знаке цифра. Знак 5.36 запрещает движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин с экологическим классом меньшим, чем написано на табличке. Два других знака отменяют действие первых и обозначают конец экологической зоны.
Как утверждается, старые автомобили могут помешать гражданам наслаждаться отдыхом на природе или любоваться красотой архитектурных памятников и тем самым нарушают их права. Поэтому лоббированием запрета занимается Совет по правам человека при президенте России, который и призвал начать сразу с Евро 3. То есть автомобили экологических классов Евро 1, Евро 2 и Евро 3 уже не пустят в экологические зоны, ограниченные знаками 5.35 и 5.36. Правительство Москвы одобрило эту инициативу и взялось за разработку проектов этих зон в местах отдыха москвичей. Предположительно такие зоны будут организованы в историческом центре столицы и в парках. А контролировать проезд старых автомобилей должны камеры фото-видеофиксации.
Кто будет штрафовать?
Для регистрации правонарушений могут быть созданы электронные базы данных, куда должна стекаться информация о машинах, в том числе и их классности. Пользуясь данными Росстандарта можно определить то количество вредных веществ, которое выбрасывает изготовленный в предыдущие годы мотор. Эти сведения вносятся в электронный ПТС при перерегистрации машины, и могут меняться, если хозяин решит переоборудовать двигатель и сделать его более экологичным. При проезде машины под объективом камеры, компьютер должен сверять ее номер с теми данными, что есть в электронных базах, и если экологический класс не соответствует разрешенному, то владельцу может быть выписан штраф.
Правда, оштрафовать за езду на старой машине пока еще невозможно. Соответствующей статьи в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) нет. Министерство внутренних дел и Минстранс должны представить поправки только к октябрю.
По данным агентства «Автостат», парк старых автомобилей в Москве достаточно обширен. От всего количества зарегистрированных автомобилей попадает под запрет почти 41%. Примерно четверть из них регистрируется приезжими, чтобы минимизировать возможное внимание со стороны сотрудников ГИБДД. Между тем даже при исключении их из общего числа старых машин, количество неэкологического транспорта в Москве по-прежнему велико.
Как узнать экологический класс машины?
Для тех автомобилистов, кто никогда не заглядывал в сертификаты своих автомобилей и не знает их экологический класс, разработана таблица Росстандарта. Она представляет сроки действия экологических стандартов по годам производства машин.
Страна изготовления Автомобиля |
Годы выпуска транспортных средств, включительно: |
|||
---|---|---|---|---|
Евро 1 |
Евро 2 |
Евро 3 |
Евро 4 |
|
Страны ЕС* (бензиновые двигатели) |
до 1996 |
1997-2000 |
2001-2004 |
с 2005 |
Страны ЕС* (дизельные двигатели) |
до 1996 |
1997-2001 |
2002-2004 |
с 2005 |
США |
до 1995 |
1996-2000 |
2001-2003 |
с 2004 |
Япония |
до 1997 |
1998-2008 |
2005-2010 |
с 2011 |
Канада |
до 2000 |
2001-2003 |
с 2004 |
- |
Индия |
до 2004 |
2005-2009 |
с 2010 |
— |
Малайзия |
до 2002 |
с 2003 |
— |
— |
Китай |
до 2003 |
2004-2007 |
с 2008 |
— |
Корея |
до 2000 |
2001-2002 |
2003-2005 |
с 2006 |
Россия |
- |
2006-2007 |
до 2009 |
2010-2013 |
Это значит, что вся ВАЗовская «классика», произведенная до 2010 года, будет вызывать вопросы у экологов, за исключением машины ВАЗ 2107, произведенных в Ижевске после 2010 года и располагающих новыми инжекторными двигателями. Класса Евро 4 нет у «десяток», «девяток» и прочих «Приор» до 2010 года выпуска. Запрет коснется любой машины с карбюраторным двигателем, потому как этот тип питания не может обеспечить экокласс выше Евро 3. Нельзя будет ездить в экозонах и на народном любимце Ford Focus первого и второго поколений, изготовленных в Санкт-Петербурге до 2005 года, или на некогда популярном Mitsubishi Lancer девятого поколения. Так же считаются теперь «грязными» Audi 100, Audi 80, первые четыре поколения Volkswagen Passat, и даже некогда престижные «глазастые» Mercedes-Benz w 210.
Когда будет введен запрет?
Предположительно, что запрет на въезд в экологические зоны парков и городов будет введен только в 2020 году или позже, да и то лишь в порядке эксперимента. Правда позднее этот эксперимент начнет разрастаться в масштабах.
Но это не значит, что старые машины совсем не смогут бывать в историческом сердце городов. Для тех автомобилей, что попадет под запрет, есть неплохой выход из ситуации, а именно переоборудование мотора на газовое топливо. Газобаллонное оборудование продается очень активно, а газ превращает даже самую старую машину с древним карбюратором в чистый транспорт, удовлетворяющий даже современному стандарту Евро 6.
Между тем, существует несколько типов транспортных средств, на которые новые знаки 5.35 и 5.36 не распространяются и им можно чадить даже в парках. Это спецтарнспорт государственных служб:
автомобили вооруженных сил;
автомобили полиции;
автомобили спасателей;
автомобили скорой медицинской помощи;
автомобили аварийной службы газовой сети;
автомобили почты (должны иметь на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне).
Эти спецавтомобили имеют право проезжать в любую экологическую зону, независимо от того, насколько чист их двигатель.