Примерное время чтения: 5 минут
15284

Эффект Евдокимова. Почему нельзя обгонять по 3-4 автомобиля за раз?

Yashkin Ilya / Shutterstock.com

Несоблюдение правил часто приводит к печальным последствиям, особенно при обгонах. Однако некоторые обгоны кажутся безопасными, особенно если автомобиль имеет мощный мотор и хорошие тормоза. Небольшое ускорение автомобиля — и позади остаются несколько машин за раз. Однако есть такие ситуации, когда ввиду особенностей российских дорог относительно безопасная езда тут же оборачивается неприятными последствиями. Может произойти угрожающая ситуация, и только от мастерства водителя зависит то, насколько он способен избежать ДТП. К примеру, во время двойных или тройных обгонов водители сильно рискуют, даже когда трасса просматривается вперед на несколько километров. Что за странности возникают на абсолютно ровных и прямых с виду дорогах?

Пешеходные переходы

Российские дороги подчиняются федеральному законодательству, и часто конфигурация трасс повторяется во многих местах. Поэтому формируются типовые ситуации, которые вызывают похожие друг на друга аварии. Одна из распространенных ситуаций связана с обгоном сразу нескольких транспортных средств. На ровной и прямой, казалось бы, дороге водитель выезжает на встречную полосу движения и старается разогнаться таким образом, чтобы за раз обогнать несколько фур с полуприцепами. Часто такие маневры удаются. Но сам алгоритм ситуации несет в себе серьезную опасность.

Дело в том, что по существующим нормативам хорошо просматриваемые участки дорог предназначены не только для создания безопасных условий для обгона. На них часто устанавливают пешеходные переходы, причем в самой середине просматриваемого участка. Это дает возможность пешеходам видеть дорогу на большое расстояние вправо и влево.

В итоге, когда водитель решается на обгон, разметка вдруг меняется на сплошную, и приходится резко возвращаться на свою полосу, так как немало переходов сейчас дополняются камерами слежения. Если водитель успевает, то хорошо, но многие просто игнорируют переход и несутся вперед даже в том случае, когда транспортные средства впереди тормозят для пропуска пешеходов. Создается очень опасная ситуация, при которой обгоняющий всех автомобиль может убить людей на переходе. Даже экстренное торможение в этой ситуации не помогает избежать трагедии. А во время дачного сезона люди часто появляются на кажущихся пустынными дорогах.

Много поворотов налево

Еще одна опасность тройных и четвертных обгонов связана со скрытыми выездами с прилегающих территорий. Это могут быть дороги с дачных массивов, спрятанных за перелесками, или местные грунтовые проезды, используемые тракторами и прочим транспортом.

В итоге, когда водитель начинает обгон нескольких машин одновременно, он и подумать не может, что прямо перед его носом на полосу может вырулить мотоблок, велосипедист или трактор с груженой телегой. Возникает аварийная ситуация.

Еще хуже, когда впереди вереницы обгоняемых автомобилей кто-то начнет поворот налево. Дорогу назад он видит плохо, так как часто обзор затруднен из-за массивного кузова. Грузовик или легковая машина может настолько быстро завернуть и перегородить дорогу обгоняющей всех машине, что спровоцирует ДТП.

Именно такая авария произошла с автомобилем губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, приведя к гибели его самого и шофера. Начавший поворачивать влево автомобилист не видел мчащийся сзади «Мерседес» и стал смертельной помехой для него. Примерно такие же аварии происходят во многих местах России, в том числе и в городах. Любители обгонять по несколько машин за раз вдруг обнаруживают, что эти машины могут еще и поворачивать налево, так как выездов и перекрестков много.

В общем, нужно быть готовым к тому, что выезд может выпустить из себя автомобиль или, наоборот, его притянуть.

Тихоход не рассчитывает время

Иногда в опасные обгоны вереницы транспорта пускаются автомобили со слабыми моторами. Они рычат мотором, но быстро достичь высокой скорости не могут, из-за чего «застревают» на встречке и долго опережают такой же медленный транспорт. В итоге через несколько сотен метров ситуация меняется, и на дороге может оказаться встречный автомобиль или велосипедист, незаметный издалека. Кроме того, хорошо просматриваемая дорога вдруг «ныряет» в ложбинку, и оттуда неожиданно показывается транспорт. Поэтому тихоходам ввиду недостатка мощности лучше совершать обгоны по одному.

Именно поэтому двойные обгоны очень опасны, так как не дают возможности оценить безопасность маневра. В соответствии с пунктом 11.1. ПДД, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. В соответствии с пунктом 1.2. ПДД, водителю запрещается выполнять обгон в тех случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Нарушители наказываются по статье 12.15.4 КоАП РФ штрафом в 5000 рублей или лишением прав на срок от четырех до шести месяцев.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах