Примерное время чтения: 15 минут
10555

Честный обман. Водители испытывали камеры на работоспособность

Ирина Зверкова / АиФ

«Молодец, хорошо ты его подрихтовала! Ни одна камера прочитать не может!» — хвалит жену один из участников заезда. На вопрос, в чём заключалась работа по видоизменению номера, он объяснил, что после мелкой аварии единица в поле региона оказалась вмята фаркопом впереди стоящего автомобиля, плюс — шкуркой был снят слой чёрной краски.

Беззаконие под контролем

В 2012 году системами фото- и видеофиксации было выявлено более 27 миллионов правонарушений в области правил дорожного движения, что составляет 41,5 % от всех нарушений.

Мероприятие, организованное комиссией по безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ, проводилось на гоночной трассе Moscow RaceWay в Подмосковье 19 октября. Днём ранее четыре производителя систем фото- и видеофиксации установили своё оборудование на самом скоростном участке трассы. Данные от каждой из систем в режиме реального времени транслировались на мониторы, расположенные в зале центральной трибуны.

Камеры были установлены на самом прямом учаске, где можно было разогнаться. Первая слева система Кордон, в центре Стрелка, справа Кречет, пять небольших камер на штанге внизу Автоураган . Первые три обрабатывают всю ширину, последняя каждую полосу отдельно
Камеры были установлены на самом прямом учаске, где можно было разогнаться. Первая слева — система «Кордон», в центре «Стрелка»,  справа — «Кречет», пять небольших камер на штанге внизу «Автоураган». Первые три обрабатывают всю ширину, последняя — каждую полосу отдельно. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

За «незаконную» часть отвечали и участники форума o001oo.ru, и представители движения «Синие ведёрки» под руководством координатора общества Петра Шкуматова. Нарушителям разрешалось любым доступным способом изменить регистрационный знак своего автомобиля так, чтобы его не смогла распознать ни одна из систем. Первые заезды начали проводиться с самого утра, но они проходили больше в тестовом режиме. «Контрольная» часть была проведена под присмотром Владимира Кузина, заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, и Анатолия Кучерены, председателя Общественного совета при МВД России.

Слева направо: общественость была представлена Петром Шкуматовым, координатором «Синих ведёрок», ГИБДД — Владимиром Кузиным, замначальника ГУ ОБДД МВД РФ, организаторы — Анатолием Кучереной, председателем Общественного совета при МВД России, а эксперты — Андреем Морозовым, ответсвенным секретарём Общественного совета Минтранса России. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Счёт — 10:14 в пользу нарушителей

Контрольные заезды 6 автомобилей, у которых было по 4 попытки, показали счёт 10:14 в пользу нарушителей. Балл системам фиксации зачитывался, если хотя бы одна из них распознавала номер. Нераспознанным номер считается, если система не смогла идентифицировать хотя бы один символ.

Испытания систем фиксации
Испытания систем фиксации. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

По мнению участников заезда, лучше всех с распознаванием справляется «Стрелка», этим и объясняется её наибольшая популярность на дорогах России. На второе место поднялся «Автоураган», а третье поделили между собой «Кордон» и «Кречет». Системы используют фотографию, которая в тёмное время может быть сделана с использованием инфракрасной подсветки, а затем программа специальным алгоритмом распознаёт символы. Главными параметрами для считывания являются контрастность и рельеф.

Испытания систем фото- и видеофиксации на гоночной трассе Moscow RaceWay. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Нужно напомнить, что почти все действия, которые осуществляли «нарушители» с регистрационными знаками своих автомобилей, попадают под действие части 2 статьи 12.2 КоАП:

«Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, — влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трёх месяцев».

Самым действенным способом обмана камер фото- и видеофиксации стало изменение букв и цифр. Элементы номера скрывают бумагой, скотчем, изоляционной лентой и т. п. Обычно «нарушители» заклеивали или замазывали один из сегментов или же, наоборот, добавляли лишние элементы. Камера такие махинации распознать не может, а вот человек (сотрудник ГИБДД в том числе) определяет такое вмешательство запросто.

Небольшие изменения не скрыли номера от камер
Небольшие изменения не скрыли номера от камер. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Одной из составных частей успеха являются мятые номера: это могут быть целиком деформированные пластины или искажённый рельеф одного знака.

Самые удачные попытки: на первом всего понемногу, на втором номере использован канцелярский штрих, а третий обработан светоотражающими шариками, зафиксированными лаком для волос
Самые удачные попытки: на первом всего понемногу, на втором номере использован канцелярский штрих, а третий  обработан светоотражающими шариками, зафиксированными лаком для волос. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Сильно «сбивает камеры с толку» и использование светоотражающих элементов. Некоторые из них легко определить визуально, а некоторые выглядят довольно естественно.

Совокупность факторов, главным из которых являлся нестандартный наклон номерного знака, сочетаемый с загрязнением, потёртостями и другими повреждениями, иногда обманывала камеру, но в большинстве случаев система всё-таки «считывала» номер.

Тройка лидеров. Перевёрнутый номер, да ещё в таком виде, стал непосильной задачей для всех систем, с чёрным номером справились только две из четырёх, а иностранные номера распознавать пока бессмысленно
Тройка лидеров. Перевёрнутый номер, да ещё в таком виде, стал непосильной задачей для всех систем, с чёрным номером справились только две из четырёх, а иностранные номера распознавать пока бессмысленно. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Трудной задачей оказались перевёрнутые номера. Системы считывали элементы, в основном цифры, а с буквами возникали проблемы. С точки зрения закона, этот способ является спорным, поскольку прямого нарушения (то есть нечитаемости и повреждений, отсутствия знака на положенном месте) нет, а инспектор лишь может попросить поставить знак как положено.

От участников не отставали и разработчики в совершенствовании своих алгоритмов. Перевёрнутый номер стал камнем преткновения, но буквально через час программа уже смогла определить все читаемые символы. Если бы у буквы Х не была заклеена ножка, водитель бы проиграл
От участников не отставали и разработчики в совершенствовании своих алгоритмов. Перевёрнутый номер стал камнем преткновения, но буквально через час программа уже смогла определить все читаемые символы. Если бы у буквы «Х» не была заклеена ножка, водитель бы проиграл. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Совсем себя не оправдали такие разрекламированные средства, как плёнка, повторяющая контур цифр и букв, и решётка на номер. «Народные средства» в виде гуталина, листиков, грязи, стёртой шкуркой краски, лака для волос с блёстками, цветной эмали и другие способы также не гарантировали успеха «нарушителя».

Несмотря на столь явные изменения, системы смогли прочитать эти номера
Несмотря на столь явные изменения, системы смогли прочитать эти номера. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Я сам обманываться рад

После объявления результатов взяли слово разработчики систем. Несмотря на проигрыш, они остались довольны работой своего оборудования. Их главной идеей было то, что задача систем — это повышение безопасности, а не сбор штрафов, а также соблюдение «презумпции невиновности». Если система сомневается, то это сомнение трактуется в пользу водителя. Именно поэтому около 30 % постановлений просто не выписывается.

Испытания систем фиксации
Испытания систем фиксации. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Главной задачей со стороны разработчиков комплексов и тех, кто их обслуживает, пока является не вычисление «нарушителей» наподобие тех, кто принимал участие в эксперименте, а налаживание нормальной работы самой системы. В первую очередь, это соблюдение всех норм по содержанию камер в рабочем техническом состоянии — от чистых объективов до исправности всех контактов.

На этот номер сначала обращали особое внимание, ведь на цифры была нанесена та самая чудо-плёнка, которая обещала уход от штрафов. К несчастью потративших на неё деньги, это совсем не так
На этот номер сначала обращали особое внимание, ведь на цифры была нанесена та самая чудо-плёнка, которая обещала уход от штрафов. К несчастью потративших на неё деньги, это совсем не так. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

В кулуарах очень часто звучали жалобы на то, что трудно выделить опоры под камеры. Ещё сложнее обеспечить оборудование электричеством и связью. В крупных регионах, там, где разработчиком, поставщиком оборудования и ответственным за его обслуживание обычно являются совершенно разные организации, определяемые публичными торгами, некоторые части этих звеньев являются настолько слабыми, что от их услуг отказываются, причём иногда дело доходит до суда. В регионах, где всё делает одна компания, дела обстоят лучше.

 Подготовка номеров проходила под присмотром сотрудников ДПС, которые предпочитали наблюдать за процессом из автомобиля
«Подготовка» номеров проходила под присмотром сотрудников ДПС, которые предпочитали наблюдать за процессом из автомобиля. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

В рамках эксперимента в основном проверялась работа камер на измерение скорости, но, помимо этого, на оборудование фото- и видеофиксации возлагаются и другие задачи. Среди участников мероприятия некоторые жаловались на неточность работы парконов и паркрайтеров, которые фиксируют нарушения в зоне платных парковок. Из-за высокой плотности застройки приборы очень плохо ориентируются на местности, чем вызывают множество неточностей, и как следствие, неправомерные постановления со штрафами.

Участники заездов получали письма счастья тут же на руки и принимались дальше совершенствовать свои способы обмана фиксирующей аппаратуры
Участники заездов получали «письма счастья» тут же на руки и принимались дальше совершенствовать свои способы обмана фиксирующей аппаратуры. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Статистика
В Москве сейчас работает 710 стационарных комплексов и 111 паркрайтер . На тех участках, где были установлены системы фото- и видеофиксации аварийность снизилась на 22%, а количество погибших на 36%.

Не верблюды

Ещё до контрольных заездов Анатолий Кучерена уделил некоторое внимание общим вопросам развития систем автоматической фиксации нарушений ПДД. И главный упор был сделан на то, что эти системы должны в первую очередь улучшать безопасность, но ни в коем случае не ухудшать жизнь простых законопослушных граждан: «Ошибки власти не должны перекладываться на людей». Владимир Кузин подтвердил рекомендации ГИБДД: любую неточность трактовать в пользу водителя.

Один из участников теста наглядно продемонтрировал письмо счастья, расшифровка которого поставила в тупик даже разработчиков
Один из участников теста наглядно продемонтрировал письмо счастья, расшифровка которого поставила в тупик даже разработчиков. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Тут же в зале нашлось несколько «пострадавших» от системы. Кому-то пришло письмо, в котором не то что номер невозможно различить, а вообще машину распознать невозможно. К кому-то приходили уведомления о нарушениях, когда человека не было в городе вообще, а автомобиль стоял на стоянке. Но при том положении дел, которое существует сейчас, этим и им подобным людям проще заплатить чужой штраф, чем тратить время на доказательство системе, что «ты не верблюд». Комиссия обещает это исправить.

Испытания систем фиксации
Испытания систем фиксации. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах