3000

Без протокола и понятых. МВД предлагает поправки в ПДД и КоАП

На Едином портале общественного обсуждения законопроектов завершилось обсуждение двух очень неоднозначных документов, подготовленных в МВД. Инициатором их создания стал вице-премьер Игорь Шувалов, давший распоряжение упростить процедуры производства по делам об административных правонарушениях. Изменения касаются основных для водителей законодательных актов — Правил дорожного движения и Кодекса об административных правонарушениях. Результаты обсуждения будут отражены в пояснительных записках к проектам, когда те попадут в правительство и Госдуму на утверждение. Но поскольку инициатива внесения изменений исходила от власти, то вероятность их корректировки не велика.

Без свидетелей

Предложенные изменения в КоАП касаются оформления процессуальных действий, за исключением личного досмотра, в отсутствие понятых, которое раньше было недопустимо. Для возможности проведения процедуры в таком формате должно соблюдаться одно из условий: труднодоступность местности, отсутствие надлежащих средств сообщения или ночное время. Первые два условия достаточно часто встречаются в формулировках Уголовно-процессуального кодекса и объясняются следующим образом: труднодоступность означает невозможность доставить понятых на место производства следственного действия, а отсутствие надлежащих средств сообщения — невозможность вызвать понятых к месту происшествия. Ночное время можно определять с точки зрения Трудового кодекса, тогда это промежуток с 22:00 до 6:00, а можно — с естественно-научной, когда ночь начинается за 15 минут до захода солнца и заканчивается за 15 минут до его восхода.

Отсутствие понятых должны обязательно компенсировать наличие видеозаписи процессуальных действий и отражение факта видеозаписи в протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. И здесь возникает следующее противоречие — видеозапись пока не может быть отнесена к обязательным документам, принимаемым к рассмотрению в суде. Этот законопроект Госдума отклонила в первом чтении около месяца назад и пока к нему не возвращалась. Таким образом получается, что в случае принятия поправок в КоАП со стороны гражданина может не быть никаких доказательств (запись с его видеорегистратора суд может не принять), только показания сотрудников ГИБДД.

Без протокола

Более того, следующий пункт законопроекта (статья 28.6 КоАП) говорит об упрощённой форме производства — без составления протокола об административном правонарушении, то есть сотрудник ГИБДД сразу сможет выписывать штраф. Такое станет возможным, если нарушение произошло или происходит на глазах уполномоченного должностного лица, то есть у него «достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения». Отказаться от получения копии постановления станет невозможным, она будет выслана нарушителю по почте заказным письмом, а это у нас приравнивается к личному вручению. Пока существует норма, позволяющая водителю требовать составления протокола, на основании которого он мог бы обжаловать действия сотрудника ГИБДД, если он не согласен с вменяемым ему нарушением, но поправки отменяют этот пункт. Протокола не будет. Опять же, всё это должно происходить при видеофиксации, которая всё ещё незаконна и ненадёжна. Сколько раз уже было, когда запись особо резонансных дел исчезала или «стиралась»?

С одной стороны предложенные поправки в КоАП должны «способствовать повышению эффективности обеспечения безопасности дорожного движения». Действительно, у гаишников поубавится забот по оформлению протоколов и поиску понятых. С другой, такая «эффективность» может быть ещё более коррумпированной, а у водителей будет меньше возможностей доказать свою невиновность.

Без ГИБДД

Ещё одни изменения, призванные облегчить жизнь сотрудников ГИБДД, вносятся в ПДД. Главное новшество — возможность покинуть место аварии её участниками. Действие ч. 2 ст. 12.27 КоАП, которая говорит, что «оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток», будет распространяться только на аварии с пострадавшими.

Общий порядок действий при аварии, описанный в пункте 2.5 Правил, остаётся неизменным: «…водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию». Также практически не поменяются действия при ДТП, в котором есть пострадавшие (изменяется лишь пункт правил 2.6), только теперь нужно вызывать одновременно скорую помощь и полицию. Сохраняется требование в экстренных случаях доставить пострадавших в больницу на собственном автомобиле, а потом вернуться на место аварии, а также освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Только сейчас покинуть место ДТП можно, зафиксировав все данные не в присутствии свидетелей, которых предлагается заменить средствами фотосъёмки или видеозаписи, хотя упоминание очевидцев тоже есть. И опять же возникает несоответствие нововведений федеральному законодательству на предмет доказательственности видеозаписей. И как-то странным выглядит приоритет техники перед свидетельскими показаниями в таком вопросе, как жизнь человека.

Гораздо больше новая редакция ПДД предлагает в отношении ДТП, в котором нет пострадавших. От участников аварии закон начнёт требовать покинуть место аварии, если их транспортные средства мешают движению. Предварительно они должны будут зафиксировать средствами фотосъёмки или видеозаписи положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также записать данные очевидцев и сообщить о случившемся в полицию. Причём в пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что полицейские могут приехать для оформления, а могут и не приехать, в зависимости от полученной ими информации.

Как и раньше, участники ДТП только с материальным ущербом по взаимному согласию смогут после составления схемы приехать на ближайший пост ДПС для оформления происшествия. А могут и не оформлять его вообще. Примерно та же схема касается водителей, имеющих полис ОСАГО (можно подумать, в России большинство автовладельцев ездят без обязательной страховки). Их также касаются три условия: во-первых, участников может быть только двое, во-вторых, все участники должны быть застрахованы в соответствии с законодательством об ОСАГО, в-третьих, необходимо заполнить бланк извещения для страховщиков. Только закон не упоминает, что, если автовладелец потом обратится в страховую компанию, страховщики компенсируют ему до 25 000 рублей, составляющие лимит при страховом случае, оформленном без ДПС. Предлагаемая формулировка говорит лишь об «отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии».

Без компенсации от страховых

Избавление загруженных городов и трасс от пробок, возникающих вокруг аварий, разгрузка занятых полицейских — это одна из задач предложенных нововведений. Другая — подготовка ПДД к принятию поправок в закон об ОСАГО. Без них почти уже утверждённые изменения о повышении лимита выплат по так называемому европротоколу (незначительная авария оформляется без полиции) будут невозможны. Впрочем, норма, позволяющая покинуть место ДТП, не сделает страховые компании более сговорчивыми при выплате страховых премий по ОСАГО. Может случиться обратная ситуация, когда они будут отказывать, ссылаясь на признаки мошенничества. А доказать его отсутствие или невиновность водителя без оформления в ГИБДД будет крайне тяжело. Изменения также не коснутся застрахованных по КАСКО. Из принятой у нас практики получить компенсацию по таким полисам без справки из ГИБДД — нереально.

Дмитрий Сорокин, руководитель направления юридической поддержки страховой деятельности компании InTouch, говорит о том, что в настоящее время практика оформления ДТП без присутствия ГИБДД также существует: «Это допускается, в данном случае страховая выплата не может превышать 25 000 рублей. При этом к оформлению документов законом предъявляются определённые требования, в частности между участниками ДТП не должно быть разногласий относительно обстоятельств происшествия и виновности. Если требования к оформлению будут соблюдены, а также если законом будет предусмотрена возможность оформления ДТП без присутствия ГИБДД, обязанность принимать такие документы будет у всех страховых компаний».

Уже сейчас Российский союз автостраховщиков на добровольной основе пытается внедрить упрощённую схему оформления ДТП (европротокол). Но их главным условием является оснащение автомобиля видеорегистратором и навигационным оборудованием, работающим в системе экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Эксперт в страховании Таймур Двидар, генеральный директор ООО «Мегапейдж», говорит о том, что пока идут споры о том, за чей счёт будет устанавливаться оборудование, но скорее всего, выиграют страховщики, которые навяжут потребителям ещё одну обязательную услугу. Он также опасается, что «наши деятели могут чего-нибудь ещё накреативить», для того чтобы сохранить максимально высокие доходы страховых компаний.

Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество