В марте 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев поднял вопрос организации и повышения безопасности дорожного движения. Председатель Комиссии Общественной палаты по безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена предложил изучить ситуацию в стране и сделать доклад о состоянии дорожного движения. 3 декабря документ был представлен публике, и в течение месяца любой желающий может с ним ознакомиться и оставить свои комментарии.
Работа над проектом велась более 8 месяцев. За это время было проведено множество встреч и мероприятий, самым ярким из которых стало тестирование систем фото- и видеофиксации на трассе Moscow RaceWay. Для доклада была использована информация, предоставленная экспертами в сфере организации и безопасности дорожного движения, представителями федеральных, региональных и местных общественных объединений и организаций из 67 регионов Российской Федерации. Помимо описания проблем, в докладе есть и ряд предложений по изменению законодательства и норм. Большая их часть касается принятия федерального закона «О дорожном движении», который в том числе должен регулировать ответственность и обязанности различных институтов исполнительной власти касательно градостроительной политики, качества дорог, установки дорожных знаков, использования фиксирующего оборудования и т. д., а также безопасности перевозки детей.
Во время обсуждения доклада представители различных властных структур сделали несколько заявлений. В первую очередь, касались будущего участников движения: некоторые из них должны улучшить положение автомобилистов, а некоторые ужесточить наказания.
Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству: «Мы что-нибудь придумаем для тех, кто закрывает номера. Например, будем арестовывать автомобили и увозить их на штраф-стоянку».
«В следующем году точно вступят поправки в Уголовный кодекс, которые предусматривают уголовную ответственность за повторное управление в состоянии алкогольного опьянения и за повторный отказ от медицинского освидетельствования. Наказание будет до двух лет лишения свободы, штраф 300 000 рублей, принудительные работы и т. д.».
Статистика причин ДТП в России:
- 7 ДТП происходят по вине пьяных водителей, но по последствиям они самые тяжёлые;
- 20 % аварий происходят из-за плохого состояния дорог;
- 2/3 аварий происходят с обычными водителями, совершающими грубые нарушения ПДД (проезд на «красный», выезд на встречную полосу, превышение скорости).
Владимир Кузин, заместитель начальника ГУОБДД МВД России:
«Мы проводим очень тесную работу совместно с Федеральной таможенной службой и с Федеральной миграционной службой по разрешению проблемы нарушителей с регистрационными знаками иностранных государств. Будет восстанавливаться регистрация транспортного средства на период временного ввоза. Данные о нарушениях будут направляться в соответствующие органы для привлечения к ответственности, и нарушители будут иметь сложности при въезде на территорию РФ».
«У нас запланировано в следующем году создание системы, которая может отслеживать всю историю транспортного средства, начиная с момента его выпуска либо ввоза на территорию РФ, сопряжение информации с базами данных страховых компаний, с базами Госавтоинспекции в части отслеживания возможных повреждений при ДТП. Такая программа начинает реализовываться в Москве».
Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства Москвы:
«Если не вводить платную парковку, средства фото- и видеофиксации нарушений и ряд других вещей, то будет примерно так: вы выезжаете утром на работу, а возвращаетесь домой на следующий день. То есть в среднем дорога будет занимать больше 3,5 часа в одну сторону».
Статистика изменений в местах установки комплексов фото- и видеофиксации в Москве за 8 месяцев 2013 года:
- на 36 % снизилась смертность;
- на 28 % — количество раненых;
- на 22 % снизилось общее количество ДТП.
«В рамках создания Интеллектуально-транспортной системы в Москве будут выбраны все возможности городской транспортной сети. Количество комплексов фото- и видеофиксации сейчас составляет 705, к концу года их будет до 1200. С ГИБДД согласовали места установки. Также используем мобильные комплексы. Система мониторинга транспортных потоков объединит в конце года 6741 датчик, которые позволят в ежесекундном режиме онлайн получать информацию с улиц города. Система информирования участников дорожного движения состоит из 180 стационарных табло и предоставления данных с помощью навигационных устройств Traffic Information. Система телеобзора позволит с помощью 175 000 камер наблюдать ситуацию и вмешиваться в работу. Мы ведём переговоры со страховыми компаниями, чтобы на основе их данных и на основе записей комплексов фото- и видеофиксации упростить оформление ДТП по аналогии с европротоколом. Пилотный проект такого оформления с участием общественного транспорта будет опробован в следующем году. К 25 декабря 1600 светофоров должны будут работать в рамках контролируемой системы, сначала в ручном режиме, позже перейдут на автоматическое управление».
Пётр Шкуматов, лидер общественного движения «Синие ведёрки»:
«Вы так доужесточаетесь до Майдана. Водители — это не Болотная площадь, они и монтировочкой могут приложить. А если вы думаете, что ОМОН защитит, то там тоже автомобилисты есть…»
Николай Асаул, заместитель министра транспорта РФ:
«Дороги — это тот же экономический ресурс, как газ, вода, электричество. Подключение к нему нужно тоже жёстко регламентировать. Законопроект уже готов. При расширении или строительстве какого-либо объекта его владелец должен отследить ситуацию на близлежащих магистралях и обеспечить нормальное движение».
А позже эксперты уже высказывали свои мнения по той или иной проблеме и предлагали свои методы их решения.
Владимир Речицкий, научный руководитель экспертного совета Торгово-промышленной палаты:
«Блестящая инициатива Министерства внутренних дел о введении радиометок, которые будут ещё одним идентификационным признаком автомобиля, решает массу вопросов. Решается вопрос подложных номеров, въезда на территорию государства, угона машин и так далее. Наш экспертный совет поможет по всем параметрам введения радиометок».
Александр Котов, председатель профсоюза водителей:
«Подготовка водителей легковых автомобилей, грузовых и автобусов поставлена в один поток. Требования к профессиональным водителям должны быть гораздо выше, обучать их нужно гораздо дольше. Отсутствует регулировка допуска к рынку и допуска к профессии. Очень часто перевес автомобилей происходит в разы. Водители вынуждены работать по 16 часов в сутки, семь дней в неделю. Продолжительность жизни профессионального водителя сейчас в России около 48 лет. Нужно отойти от нормы оплаты труда по количеству тонн на километр перевезённого груза — к почасовой оплате».
Вадим Зеленев, заместитель начальника отдела охраны репродуктивного здоровья женщин и эффективной акушерской гинекологической помощи Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ:
«Мы понимаем необходимость информирования молодых родителей в вопросе использования детских удерживающих устройств. Родители по-прежнему часто забирают детей из роддома в конвертах, а не в автолюльках. Принципиальная необходимость фиксации ребёнка в автомобиле в детском удерживающем устройстве или штатным ремнём безопасности, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/час вес пассажира (ребёнка) возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребёнка на руках считается самой опасной»
Алексей Татаринов, научный сотрудник лаборатории пассивной безопасности отделения безопасности автомобилей ФГУП НАМИ:
«Из 39 испытываемых ДУУ 31 устройство не соответствовало требованиям технического регламента. При этом некоторые удерживающие устройства были даже опасны для детей».
10 самых важных изменений, которые ждут водителей
Пешеход получил преимущества?
Виктор Кирьянов: «Дураков на дорогах становится меньше»
Пешеходов обязали носить светоотражатели
Лишение прав за оставление ребёнка в машине. За и против