В ноябре 2022 года завершилась сделка по продаже производственных активов концерна Nissan. Завод под Санкт-Петербургом перешел в собственность Федерального государственного унитарного предприятия «НАМИ». Какая же сумма фигурировала в договоре и какие потери понес японский концерн после ухода из России?
Кто покупатель?
Компания Nissan заявила о продаже своих активов 11 октября 2022 года, но в течение полутора месяцев велось юридическое оформление сделки. Сейчас объявлено, что 100% уставного капитала «Ниссан мануфэкчуринг рус» перешло в собственность Федерального государственного унитарного предприятия «НАМИ», которое уже числится владельцем активов покинувшего Россию концерна Renault. Информация об этом появилась в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» является собственностью государства, и через него будет осуществляться государственное управление производственной базой этих предприятий.
В условиях договора указывается, что японская компания не может осуществлять поставки комплектующих и машинокомплектов и вести операционную деятельность. Тем самым производство автомобилей Nissan на заводе приостановлено. Ранее на заводе выпускались кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano.
Кто будет обслуживать машины?
Все обязательства по послепродажному обслуживанию перешли к АвтоВАЗу, который ранее входил в один альянс с Nissan и Renault и теперь должен стать официальным дистрибьютором марки. Поставки запчастей в Россию будут осуществляться через их логистические сети. Поэтому в течение нескольких месяцев все дилеры Nissan должны будут подписать новые договора с АвтоВАЗом. Подобная схема обслуживания автомобилей была реализована после продажи своих активов в Тольятти компанией Renault.
Пока все дилерские центры бренда Nissan продолжают работать в прежнем режиме и осуществляют любой ремонт автомобилей японской марки.
Что будет с рабочими?
Одним из главных обязательств нового собственника станет сохранение рабочего коллектива. Сейчас на заводе числится около двух тысяч человек, которые с 14 марта 2022 года не могут приступить к работе. Завод остается в простое, однако людям выплачивается 2/3 оклада. По данным профсоюза предприятия, пока никаких изменений в ситуации нет. По данным «Ведомостей», новый собственник гарантирует сохранение рабочих мест в течение года.
ФГУП «НАМИ» пока не давал никаких комментариев насчет дальнейшего использования завода. По неофициальным данным идут переговоры с китайскими производителями о запуске крупноузловой сборки машин. В числе возможных партнеров называется фирма FAW, которая имеет связи с ПАО «КАМАЗ». Однако подтверждения со стороны китайской компании нет.
Каковы потери?
Как предает Forbes, японский концерн Nissan передал свои активы государству за символическую сумму в 1 евро. Nissan имеет право выкупить предприятие обратно по той же цене в течение шести лет, но с выплатой всех сумм, которые затрачены на поддержание завода в работоспособном состоянии. В договоре указывается, что на эти цели требуется до 30 млн евро в год. В течение 6 лет эта сумма может достигнуть 180 млн евро.
По информации, распространенной Nissan, свои потери от ухода из России компания оценивает в 687 млн долл.