Запретят ли в России старые автомобили?
В последнее время вновь стала обсуждаться тема так называемого запрета на старые автомобили, которые уже выработали свой ресурс. Они уже не удовлетворяют современным критериям безопасности и представляют реальную опасность для других участников движения. В 2021 году высказывались предложения присвоить каждому виду транспорта свой срок годности. По достижении этого возраста машину предписывается отправлять в утиль. Причем для этой цели должны в полную мощность заработать площадки по утилизации. Насколько эта идея реализуема сейчас, и может ли она воплотиться в жизнь?
Старый автопарк
По данным аналитического агентства «Автостат», на середину 2021 года в нашей стране числилось почти 60 млн единиц транспорта. А средний возраст автомобильного парка составляет более 15 лет. Самый старый парк — в сегменте мотоциклов (28,8 года) и грузовиков (21,6 года). В России насчитывается 2,7 млн транспортных средств, выпущенных до 1987 года — то есть которым уже исполнилось 35 лет и больше. Из них 40% приходится на легковые автомобили, 32% — на мотоциклы, 15% — на грузовики. 13% — на автобусы, коммерческие фургоны LCV, прицепы и полуприцепы.
Еще перед кризисом 2014 года в Минпромторге рассматривалась возможность постепенного вывода из эксплуатации коммерческого транспорта возрастом старше 25 лет. Были разработаны поправки в ГОСТы и в иные документы , где вводились ограничения на эксплуатацию техники в зависимости от ее сроков службы. Тогда не удалось довести законопроект даже до первых чтений в Государственной Думе.
Через некоторое время в конце 2021 года глава Минпромторга Денис Мантуров вновь предложил проработать вопрос запрета эксплуатации старых машин, что должно стимулировать спрос на новые транспортные средства. Правда, тогда была сделана важная оговорка, что предложение касается исключительно общественного и грузового транспорта.
Легковые машины без запретов
Автобусы действительно имеют свой предельный срок эксплуатации, после которого в их рамной конструкции кузова начинаются процессы усталостного разрушения металла. Общественный транспорт во многих городах ходит с существенным перегрузом, и старая рама из-за избыточных циклических нагрузок может просто лопнуть пополам, что оборачивается опасными ДТП. Похожая ситуация складывается и в отношении старых грузовиков. Многие из них создают существенные затруднения на дорогах общественного пользования и требуют замены. Однако инициативу не поддержали, и она не приобрела вид оформленного документа. Контролировать техническое состояние автобусов и грузовиков можно и посредством старых процедур в рамках государственного технического осмотра.
Что же касается легковых машин, то у них такой зависимости нет. Поэтому легковые машины в эксплуатации никто ограничивать не собирается. Более того, на эту тему нет даже обсуждаемых законопроектов, которые бы находились в разработке в правительстве или в Государственной Думе.
Если автовладелец следит за машиной и содержит ее в отличном техническом состоянии, то никто запрещать эксплуатацию такого транспортного средства не планирует, отмечается в неоднократных уточнениях Минпромтога.
В этом ключе вспоминается официальный мировой рекорд, установленный жителем Нью-Йорка Ирвом Гордоном и зафиксированный Книгой рекордов Гиннеса в 2014 году. Его автомобиль Volvo P-1800S 1966 года выпуска при хорошем содержании, регулярных техосмотрах, своевременной замене масел и фильтров и при качественных ремонтах прослужил своему хозяину более 50 лет и прошел 4 900 000 километров.
Правда, ограничения эксплуатации могут применяться не по возрасту, а по экологическому классу машин. И эти механизмы кое-где уже используются. Старым машинам с двигателями ниже экологического класса Евро 2 запрещается въезд в особые экологические зоны, каковыми могут объявляться исторические центры городов. А за внедрение таких экологических пространств отвечают региональные власти.