Зеркала заднего вида используются более 100 лет и отлично себя зарекомендовали на автомобилях. Но сейчас им придумана альтернатива — камеры кругового обзора, которые позволяют избавиться от множества недостатков существующих систем.
Слепые зоны
Главный недостаток зеркал заднего вида — это несколько слепых зон, расположенных по бокам автомобиля. При взгляде через боковые зеркала водитель не видит пространство дороги рядом с задними арками колес. Поэтому человеку приходится вертеться, изменять угол зрения и стараться так разместиться на водительском кресле, чтобы иногда видеть соседей по потоку, передвигающихся в непросматриваемых секторах. Некоторые водители настраивают зеркала особым образом, ставят сферические выпуклые линзы для кругового обзора, а в салон вешают панорамное зеркало. Эти методы помогают справиться с ситуацией, но прогресс не стоит на месте. Автопроизводители начали изготавливать системы кругового обзора и экспериментируют с их применением. Одними из первых они внедрены на Cadillac XT5.
Панорамный вид
Система предполагает размещение камеры в задней двери кроссовера. Она транслирует изображение на внутрисалонное зеркало. Причем картинка получается панорамной и охватывает не только свою полосу, но и пространство по бокам машины. Камера имеет широкий угол охвата. По ней видно, как машины пускаются в обгоны и заходят с боков. Наблюдать их можно также через стандартные зеркала по бокам Cadillac XT5.
Зеркала оставлены не случайно. Автомобилист не всегда готов доверять цифровому изображению. Поначалу картинка кажется нереальной и слишком мелкой. Поэтому нужны привычные органы обзора для подстраховки. Более того, цифровой экран на зеркале можно отключить и перевести его работу в режим обычного внутрисалонного зеркала. Достаточно просто потянуть на себя рычажок на консоли. Однако вскоре интерес берет свое, и водитель учится пользоваться достоинствами камеры заднего вида.
Изображение на приборной панели
Некоторые производители пошли дальше Cadillac. Всемирный форум по согласованию правил в области транспортных средств (в рамках Еврокомиссии ООН) еще в 2017 году признал решение, что дуэт камеры и дисплея способен работать не хуже обычных зеркал, а его возможности при этом многократно возрастают.
Камеры, размещенные не только в заднем бампере, но и в основании зеркал заднего вида, могут «склеивать» панорамное изображение и отсылать его на центральный экран мультимедийной установки, как это сделано на некоторых Honda. Изображение также можно транслировать на цифровую приборную панель. В этом случае водителю не придется мотать головой по сторонам при попытке перестроиться.
К примеру, на концепткаре Audi e-tron quattro, который был представлен два года назад как готовый к серийному производству электрокар, зеркала заднего вида отсутствовали, а их место заняли крошечные отростки с камерами.
Законы не позволяют
Между тем внедрение такого рода устройств тормозится законодательством. Потребуется изменить международные и национальные ГОСТы и требования технических регламентов, где прямо говорится, что без зеркал заднего вида эксплуатация транспортных средств запрещена. Быстрым переход с зеркал на камеры не будет. Потребуется временной интервал привыкания.
Камеры имеют свои недостатки. К примеру, на Cadillac XT5 камера в условиях российского климата с его частыми осадками и обилием химических реагентов в зимний период быстро загрязняется. Ее объектив приходится протирать тряпкой, что в дороге не всегда удобно. А что же ждет водителя на МКАД, если таких камер не одна, а три?
Кроме того, в ночное время в них хуже видны очертания фар автомобилей. По ним трудно понять, кто догоняет сзади, грузовик или легковая машина. Поэтому приходится переключаться на обычное зеркало, которое в оценке расстояния до машин сзади более реалистично.
В общем, в ближайшее время камеры заднего вида будут все активнее устанавливаться на легковые автомобили, но от зеркал еще рано отказываться. Они отлично дополняют друг друга. И Cadillac XT5 это доказал.