Aif.ru узнал, какие машины они могут предложить, и посмотрел, что теперь без западных партнёров выпускает отечественный автопром.
Иранцы надеются, Китайцы лидируют
Оказавшись под санкциями больше 40 лет назад, Иран создал самодостаточную автопромышленность. Крупнейшая автомобильная компания страны Iran Khodro собирается экспортировать 100 тыс. машин ежегодно, и Россия — в приоритете. Возможно, будет даже организована сборка иранских моделей в Елабуге, которую покинул Ford.
«Свои машины Иран создал на основе французских. Их главное достоинство — невысокая себестоимость, что позволит продавать бюджетные модели в районе 1 млн руб., — оценивает идею исполнительный директор агентства “Автостат” Сергей Удалов. — Но по своему техническому уровню иранские марки далеко не самые современные».
Кто уже воспользовался возможностью занять российский рынок — так это китайцы. Во II квартале 2022 г. доля КНР в совокупных поставках новых легковых машин в Россию из-за рубежа достигла 81%. Лидерами импорта стали марки Chery, Geely, Exeed. Не без трудностей, но работает и сборочное производство китайских кроссоверов Haval в Туле.
При этом полностью замерло производство Nissan, Hyundai и Toyota в Петербурге, Volkswagen и Skoda — в Калуге и Нижнем Новгороде, Mercedes — в Подмосковье, Mazda — во Владивостоке.
АвтоВАЗ разгоняется
После весенней остановки, вызванной прекращением поставок иностранных автокомпонентов, завод в Тольятти восстановил выпуск упрощённых версий Lada Granta и Niva. До 15 августа он работал в режиме четырёхдневной трудовой недели, но сейчас перешёл на пятидневку и готовится вернуться к шестидневному производству. Постепенно по мере подбора новых поставщиков вазовские машины будут возвращать свои прежние опции. Уже вернулась система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС», в ближайшие дни возобновляется выпуск автомобилей с подушками безопасности.
«Опыт запуска Granta показывает, что её комплектация пострадала несильно, — рассуждает эксперт авторынка, доцент РАНХиГС Павел Грибов. — При этом у АвтоВАЗа есть своя платформа: на ней построена Lada Vesta. Проведя её модернизацию, он сможет разработать 4–5 новых моделей и полностью загрузить свой конвейер».
«Мы нацелены на будущее развитие новых моделей автомобилей, конечно же, на собственной платформе», — заявил президент АвтоВАЗа Максим Соколов. Новый автомобиль, укомплектованный российской радиоэлектроникой, автоматической коробкой передач, системой ABC и подушками безопасности, планируется создать через 3–4 года. А на первом этапе, в начале 2023 г., должен возобновиться выпуск Lada Vesta.
Вслед за ростом производства в сентябре в продажу может поступить уже 15–17 тыс. машин АвтоВАЗа. Но это в два раза меньше прошлогоднего месячного спроса. Поэтому, по мнению Удалова, цены на модели Lada и Niva, поднятые дилерами во время жёсткого дефицита, вряд ли понизятся.
«Москвич» обновляется
Французы, собиравшие в Москве автомобили Renault, за символическую сумму продали свой завод правительству столицы. Теперь до конца 2022 г. здесь должно быть выпущено не менее 600 новых машин, 200 из них — с электродвигателем. Возобновить работу «Москвича» поможет КАМАЗ. Он обязался обеспечить завод машинокомплектами, поставляемыми из дружественной страны, что позволит быстро наладить крупноузловую сборку.
Эксперты предполагают, что новые бензиновые «Москвичи» окажутся похожими на разработки китайской JAC Motors, с которой КАМАЗ тесно сотрудничает. А прообразом электрического «Москвича», скорее всего, станет электромобиль «Кама», прототип которого в 2020 г. представил сам Камский автозавод. Что касается мелкоузловой сборки, предполагающей высокую долю комплектующих российского производства, то она должна начаться до конца 2024 г.
«Автотор» строит
На калининградском заводе «Автотор» весной полностью прекратилась сборка машин BMW, а производство корейских автомобилей KIA и Hyundai резко сократилось из-за задержки в портах Европы контейнеров с комплектующими. Потом комплекты для сборки машин удалось получить, но риск, что они снова закончатся, по-прежнему высок. В такой ситуации «Автотор» кинул все силы на организацию собственных заводов по выпуску автоузлов и деталей, включая роботизированную технику, электродвигатели, компоненты из пластика. В 2023 г. эта работа должна завершиться. И тогда в Калининграде также появится возможность делать электромобили, которых за четыре ближайших года намечено выпустить 300 тыс.
УАЗ смотрит на Восток
УАЗ, внедорожники которого покупает Минобороны, — единственный автозавод, сумевший избежать простоя под санкциями. И продажи этой марки упали минимально по нынешним временам: в июле — на 38% по сравнению с прошлым годом. Из-за отказа германских и американских компаний поставлять комплектующие весной Ульяновскому автозаводу тоже пришлось перейти к сборке автомобилей пониженного класса. Сейчас острота проблемы уменьшилась. Место западных поставщиков заняли заводы из Китая, Белоруссии, Турции и России.