Обновленная система утильсбора, которая начнет действовать в России с 1 мая, приведет к подорожанию автомобилей на 10-15 %. Но произойдет это не весной, а позже, поскольку сейчас склады дилеров заполнены нераспроданными машинами по старым ценам, считает главный редактор автомобильного журнала Quto.ru Максим Ракитин.
Новый порядок расчета утильсбора в основном коснется машин, ввозимых в страну по параллельному импорту, говорит он.
«До этого через Киргизию и Белоруссию автомобиль ввозили на льготных условиях, которые сейчас отменяются, — объясняет Ракитин. — С 1 мая растаможка для них сравняется по стоимости с прямым ввозом в РФ, то есть приведет к увеличению утильсбора. А значит, скажется на конечной цене машины».
По его словам, большая часть параллельного импорта идет через Киргизию — так к нам везут европейские, японские, корейские, американские машины, а также часть китайских машин (от неофициальных дилеров). Насколько они подорожают конкретно, зависит от стоимости каждого автомобиля, но в любом случае нас ждет рост цен и уменьшение объемов поставок по параллельному импорту, утверждает автоэксперт.
«Рост цен — чувствительный удар по рынку, — полагает Ракитин. — Продажи снижаются, в том числе и из-за уже действующего утильсбора. Напомню, за каждый ввозимый для реализации в России автомобиль, моложе трех лет, с объемом двигателя от одного до двух литров, дилер должен заплатить более 660 тыс. руб. Если объем двигателя больше — выше и сбор. Эта сумма закладывается в конечную цену. Если машину ввозят для личных целей, то сбор составляет 3,4 или 5,2 тыс. руб. в зависимости от возраста авто. Но его нужно сразу же поставить на учет и нельзя перепродавать в течение года. Иначе нужно будет доплатить государству разницу между утильсбором для физических и юридических лиц».
Еще одна причина снижения продаж — высокие процентные ставки по автокредитам, отмечает Ракитин. Порой они достигают 30 %, оплачивать их большинство россиян не в состоянии.
«Авторынку нужна поддержка государства, — считает он. — Понятно, что повлиять на ключевую ставку, из-за которой автокредиты стали непосильным бременем, нельзя. Но речь может идти о снижении действующего утильсбора. Автомобильный рынок уже нужно спасать».
Если раньше в основном речь шла о новых машинах (продажи в марте снизились на 45,5 % по сравнению с прошлым годом, по данным «Автостата»), то в первый месяц весны зафиксировано снижение на 10,7 % продаж авто с пробегом. При этом на складах автодилеров скопилось уже не менее полумиллиона нераспроданных автомобилей 2024 года выпуска.