Стоит ли переплачивать за коробку передач с 8 или 9 ступенями?
На российском рынке появились относительно бюджетные кроссоверы, которые комплектуются многоступенчатыми автоматическими коробками. К примеру, переднеприводный Skoda Karoq получил 8-диапазонную трансмиссию, которая, как заявляется, наделяет машину высокой экономичностью. Однако полноприводный вариант кроссовера имеет старую роботизированную коробку DSG с пакетом сцеплений, работающим в масляной ванне. Кроме того, новинка отечественного рынка Volkswagen Taos тоже комплектуется двумя разноплановыми трансмиссиями с 6 и 7 передачами. Для корейского кроссовера Kia Seltos доступны как 6-ступенчатая гидромеханическая коробка, так и вариатор собственной разработки, диапазон передаточных чисел которого аналогичен 8-диапазонному автомату. Зачем нужна такая гонка за ступенями и имеет ли она какую-то пользу?
Частая нарезка
Еще 10 лет назад новые автомобили прекрасно обходились 4-ступенчатыми коробками и казались водителям верхом совершенства техники. Машина стартовала с первой, мгновенно переключалась на вторую, третью и на скорости в 60 км/ч переходила на четвертую, на которой работала в широком диапазоне оборотов мотора от 2000 до 6000 и обеспечивала плавный разгон машины с 60 км/ч до 160 км/ч. Однако с введением строгих экологических норм инженерам пришлось искать пути снижения выбросов вредных веществ и ограничивать силовой агрегат в потреблении топлива.
Было решено, что рабочий диапазон мотора не должен выходить за пределы 2000-3500об/мин. В этой зоне у современных двигателей достигается пик крутящего моента и 80% мощности, благодаря чему мотор хорошо тянет и остается экологически чистым. Задачу «подогнать» узкий диапазон оборотов двигателя и огромный диапазон скоростей машины как раз и выполняют многоступенчатые коробки передач. Чем больше число ступеней, тем меньше шансов у мотора выйти за пределы экологического коридора оборотов.
К примеру, у грузовиков с дизельными моторами, которые хорошо тянут, уже с 1000 оборотов требуется большое количество ступеней, чтобы обеспечить оптимальный расход и тягу, отчего количество передач достигает 12 и больше. В легковых автомобилях с более эластичными бензиновыми агрегатами число передач варьируется от 6 до 10. В итоге все задачи по обеспечению динамики и экономичности решаются с помощью обычной 6-ступенчатой коробки. Она способна держать двигатель в рамках 1000-3000 оборотов почти на всех разрешенных скоростях движения и только за пределами 120 км/ч начинается рост потребления топлива.
Тем самым, автоматы с 7, 8, 9 и даже 10 ступенями нужны для дальних забегов с предельными скоростями по автострадам. Немецкая DSG7 позволяет отодвинуть экономичный диапазон работы мотора в область скоростей 110-120 км/ч, а АКПП8 — до 120-130 км/ч. Если же автомобиль часто движется по безлимитным автобанам в Германии, то для экономичной езды требуется новая, уже 9-ступенчатая и даже 10- ступенчатая, автоматическая трансмиссия.
Предел совершенства
Раньше всех 9-ступенчатую трансмиссию применил на своих моделях Mercedes-Benz. Его автомат 9G-Tronic дебютировал на седане E-класса E350 BlueTec. Автомобиль стал заметно экономичнее. Если раньше Mercedes-Benz E350 BlueTec с 252-сильным 3-литровым дизелем с 7-ступенчатым автоматом в городском цикле потреблял 6,7 л в смешанном цикле, то после смены трансмиссии автомобиль укладывался уже в 6,4 л солярки на 100 км пробега. Правда, в загородном цикле потребление осталось прежним.
Вслед за Mercedes-Benz 9-ступенчатую трансмиссию взял на вооружение Land Rover. Она была применена на Range Rover Evoque. Трансмиссия 9НР проектировалась немецкой компанией ZF с использованием необычной схемы с вертикальным расположением планетарных рядов.
У новой трансмиссии первая скорость имеет меньшее передаточное отношение, из-за чего ее называют внедорожной, так как она отчасти имитирует работу понижающей коробки.
Компания General Motors также выпускает седан Chevrolet Malibu с 2,0-литровым наддувным бензиновым мотором с 9-ступенчатой гидромеханикой Hydra-Matic 9T50 собственной разработки. Передаточное отношение первой ступени у нее 4,69, а высшей — 0,62. Для сравнения: у старого 6-ступенчатого автомата передаточное отношение первой ступени составляет 4,58, а высшей — 0,75. Это значит, что на первой передаче автомобиль может увереннее двигаться под высокой нагрузкой, тянуть в гору прицеп или трейлер, а на высшей ступени машина движется на скорости в 140 км/ч с минимальным потреблением топлива.
Если сравнивать Skoda Karoq 1,4TSI 6DSG и такой же Skoda Karoq 1,4TSI с АКПП8, то в стандартном европейском цикле у полноприводного Karoq расход топлива заявлен на уровне 7,5 л, а у такого же моноприводного автомобиля, но с 8-ступенчатым гидромеханическим автоматом, равняется 6,5 л. Разница в один литр достигает на крейсерских скоростях в 110-120 км/, когда коробка последнего варианта не дает мотору наращивать обороты. Хотя на городских скоростях до 100 км/ч машины одинаково экономичны. При этом разница стоимости между кроссоверами составляет чуть более 100 тыс. рублей.
Между тем, гонка за передачами в автоматической коробке уже завершилась. Руководитель американского подразделения компании ZF Хулио Каспари заявил, что классические планетарные автоматы подошли к венцу развития. Наращивать ступени выше 9-10 с технической точки зрения невыгодно. Конструкция становится громозкой и тяжелой, а крутящего момента двигателя на 2 тысячах оборотов не хватает, чтобы на скоростях свыше 130 км/ч справляться с набегающим потоком воздуха. За порогом в 9 ступеней нарушается баланс между эффективностью и сложностью конструкции, снижается надежность, и растут расходы на производство.