Примерное время чтения: 5 минут
4468

Шайба или булава? Почему селекторы АКПП стали такими маленькими

Yauhen_D / Shutterstock.com

​Еще пять лет назад на всех автомобилях с автоматической коробкой передач между двумя сиденьями водителя и пассажира можно было видеть большую «булаву» селектора режимов трансмиссии. Двигалась она с определенным усилием и приходилось тянуть рукоятку на себя, чтобы активировать режим «D». Кроме того, большой размер рукоятки превращал ее в место отдыха для правой руки. Однако сейчас многие машины изготавливаются с небольшими электронными селекторами, которые на премиальных моделях даже превратились в некое подобие клавиш или манипуляторов, как на компьютерных приставках. Для чего это все делается?

Какая рукоятка лучше?

С середины прошлого века селекторы автоматических коробок приобрели два типа конструкции. На американских машинах часто применялась схема компоновки с подрулевым расположением рукоятки. Селектор крепился под рулевым колесом, и от него шли тяги к автомату, который располагался продольно за двигателем в специальном тоннеле примерно между ногами водителя и пассажира. Отсутствие на центральном тоннеле селектора позволяло высвободить дополнительное место в салоне машины для размещения там еще одного пассажира. Поэтому впереди американцы ставили широкие диваны на трех человек, которые обладали завидной функциональностью. Диван был и в советских машинах, таких как «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, изготовленных по американской моде тех лет. Однако вместо автоматических коробок на них стояли обычные ручные, но с подрулевым расположением селектора.

Длинная рукоятка под рулем имела и недостатки. Во время активной рулежки ее можно было задеть руками и выбить режим «D» в нейтраль или, что хуже, в задний ход «R». Тогда невнимательный водитель мог спровоцировать серьезное повреждение трансмиссии.

Европейская школа автомобилестроения выбрала иное место для селектора АКПП. Его стали размещать на центральном тоннеле между сидений. Автомобили европейцы делали в основном небольшие, и даже при сильном желании третий человек на переднем диване не помещался. А селектор на полу позволял упростить связь с коробкой и удешевить конструкцию.

Затем изменились требования по безопасности, и даже на больших машинах уже не рекомендовали делать впереди третье место для пассажира. Центральное расположение селектора автоматической коробки признали удачным, и многие автоконцерны с начала 90-х стали копировать европейскую схему.

Однако селектор между сиденьями тоже не идеален. Он имеет механическую связь с коробкой через тросик, который соединен с аналогичным рычагом в недрах коробки. Поэтому ходы рычага делаются большими, чтобы исключить случайные переключения из одного положения в другой. На рычаг ставится фиксатор, который запирает его в том или ином положении, а открывает замок реле, которое срабатывает при нажатии на педаль тормоза. При перегорании предохранителя реле обесточивается, и активировать коробку невозможно. Иногда тросик закисает или замерзает зимой при попадании воды, из-за чего переключения передач становятся затруднительными.

Селектор меньше, а места больше

В общем, решение проблем с надежностью виделось в полностью электронных селекторах. Среди массовых автомобилей подобные трансмиссии впервые появились на BMW и Land Rover. Они отличались необычным селектором в виде небольшого джойстика, как на игровой приставке. Рукоятка в таком перемещается легко, а расстояния между положениями режимов вообще отсутствуют. Программы движения выбираются последовательным покачиванием селектора вперед или назад. Паркинг «P» выставляется отдельной кнопкой.

На внедорожниках Land Rover и на седанах Jaguar место рукоятки занимает крутящаяся шайба, как на стиральной машине. Поворот по часовой стрелке помогает выбрать и активировать режимы езды.

Эти электронные коробки имеют массу преимуществ перед аналоговыми механическими селекторами. В первую очередь они намного надежнее, так как не имеют трущихся исполнительных механизмов. Команды отдаются по проводам. Селектор передвигается легко и не требует больших усилий от водителя.

Электронный джойстик занимает мало места. Дизайнеры получили возможность превратить все пространство между передними сиденьями в органайзер с подстаканниками и емкостями для сотового телефона, беспроводной зарядки, места для ключей, проводов, USB-разъемов и прочих приспособлений. В некоторых случаях между сиденьями рядом с подлокотником удается разместить даже нечто вроде столика для фастфуда.

Селектор уменьшается с каждым новым поколением той или иной модели. К примеру, на обновленной Volvo XC60 он вообще превратился в качающуюся клавишу, размерами со спичечный коробок.

Главная же особенность электронного селектора в том, что он предотвращает возможное включение заднего хода, когда автомобиль еще не остановился и катится вперед. Такое включение возможно на машинах с аналоговым селектором и часто приводит к перегрузке гидротрансформатора и серьезному риску повреждения трансмиссии.

Электроника же просто игнорирует случайное нажатие на селектор. Кроме того, режим паркинга включается автоматически, если водитель по какой-то причине при остановке откроет дверь и выйдет из машины. В этом случае электроника также затянет «ручник», предотвращая непреднамеренное начало движения машины.

В общем, электронное управление трансмиссией защищает от многих неприятностей. Правда, если такую машину утопить при неудачном проезде брода, то электроника начнет ошибаться. Это касается не только управления коробкой, но и электронных программаторов работы полного привода на внедорожниках. Порой при намокании они переходят в аварийный режим, чего не случается со старыми раздатками.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах