Примерное время чтения: 8 минут
3420

Снова живой. История завода «Москвич»

Александр Саверкин / РИА Новости

Московское правительство приняло решение начать выпуск автомобилей под брендом «Москвич» на промышленных мощностях бывшего предприятия ЗАО «Рено Россия». 

Первый народный

История автомобильной промышленности Москвы началась с решения советского правительства построить сборочные цеха для изготовления автомобилей Ford. Завод был построен в 1930 году при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Осташевского шоссе и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). До 1933 года завод выпускал автомобили Ford A и Ford AA из американских комплектующих, а в 1933 году, после окончания строительства большого предприятия Ford в Горьком, завод стал филиалом ГАЗ.

Первые советские автомобили, ввиду своей малочисленности, предназначались только для государственных учреждений. Однако уже в 1939 году было принято решение существенно расширить завод в Москве для выпуска народных автомобилей, которые бы предназначались для личного использования советскими гражданами. В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название «Московский автомобильный завод имени КИМ». В это время был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10. За основу модели был взят малолитражный «Форд Перфект» с кузовом купе.

КИМ-10.
КИМ-10. Фото: Commons.wikimedia.org/ Stas Kozlovskiy

При проектировании машины были допущены ошибки, которые заметно затянули сроки выхода модели в продажу. Автомобиль показали членам политбюро, но в Кремле остались недовольны машиной. Небольшие размеры салона и двухдверный кузов вызвали критику, а как пример удачной компоновки на этом показе был представлен Opel Kadett. Инженеры КИМ попытались быстро внести изменения в КИМ-10, но начавшаяся война поставила крест на его выпуске. К вопросу о производстве малолитражных машин в Москве правительство вернулось уже только после войны.

Немецкие корни

Теперь уже СССР располагал гораздо большими возможностями. Наркомат промышленности решил в рамках репараций привезти из побежденной Германии завод Opel из Руссельсхайме. С союзниками договорились быстро, потому как по соглашению с ними СССР мог претендовать на интересующие предприятия в других зонах оккупации. За заводом в Руссельсхайм отправилась делегация работников автомобильной промышленности, но производство в Рюссельсхайме ранее подверглось массированным бомбардировкам и многое оборудование было повреждено, а техническая документация утеряна.

Поэтому большую часть документации пришлось восстанавливать заново. Доработка автомобиля проводилась в Германии силами нанятых немецких специалистов. Заказы на отдельные части раздавались уцелевшим предприятиям и бюро. К примеру, изготовление кузовной оснастки поручили мастерской ESEM (Erzgebirgische Schnittwerkzeuge- und Machinenfabrik GmbH) в городе Шварценберг. Предприятие ESEM стало основой Технического бюро кузовостроения, где по заданной советским заказчиком теме изготовили деревянную мастер-модель четырехдверного «Москвича». Инженеры подготовили 268 комплектов рабочих чертежей на кузов, а также 319 алюминиевых форм. Всего же от Министерства автомобильной промышленности в Германии действовало 11 бюро, где трудилось 33 русских специалиста и 440 немецких. Восполнить утраченную документацию и изготовить оснастку удалось в течение года. Поэтому машина так быстро встала на конвейер.

Москвич-400.
Москвич-400. Фото: Commons.wikimedia.org/ Pudelek

Первому послевоенному автомобилю накануне празднования 800-летия Москвы было присвоено имя «Москвич». Первый «Москвич-400» был выпущен 4 декабря. Несущий кузов имел четыре двери. Салон вмещал четырех человек, включая водителя. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель имел объем 1,1 л, мощность 23 л. с. при 3600 об/мин. и крутящий момент 54 Нм при 2000 об/мин. Вместе с силовым агрегатом работала 3-ступенчатая коробка передач и заднеприводная трансмиссия. Они позволяли развивать скорость в 90 км/ч.

С декабря 1946 по 1954 год было выпущено почти 250 тысяч автомобилей в разных вариантах кузова — седаны, фаэтоны, кабриолеты и даже пикапы.

Символ «оттепели»

В 1954 году увидел свет модернизированный автомобиль «Москвич-401», а уже летом 1958 года появился новенький «Москвич-407» с иным проамериканским крылатым кузовом седан и новым 45-сильным двигателем. «Москвич-407» стал символом «оттепели». На этих автомобилях в 1958 году заводская команда дебютировала на международных спортивных трассах. Помимо базовых седанов, серийно выпускались первые модификации машины с кузовами «универсал».

Москвич-403.
Москвич-403. Фото: Commons.wikimedia.org/ Sergey Rodovnichenko

В 1962–1964 годах на конвейер встала переходная модель «Москвич-403». Это был модернизированный 407-й с перспективными дисковыми тормозами спереди, усовершенствованной подвеской и еще некоторыми деталями от перспективного «Москвича-408», который начал изготавливаться только через два года. С 1958 по 1963 год построили 359 980 экземпляров «Москвича-407» и его модификаций.

В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым дизайном и двигателем мощностью 50 л. с. А через три года встал на конвейер культовый «Москвич-412» с 1,5-литровым мотором мощностью 75 л.с. По меркам 60-х это был очень современный автомобиль, который позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли.

Сотрудничество с Renault

В 1966 году началось сотрудничество с Renault. Во время визита Шарля де Голля в Советский Союз было подписано соглашение между автопроизводителями Renault и «Москвич» о модернизации предприятия. Были введены в строй новые конвейеры, начались поставки передового оборудования. Параллельно был введен в строй и завод в Ижевске. Оба завода могли уже выпускать до 200 тысяч машин в год каждый. В октябре 1968 года предприятие получило новое название: «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).

В 1971 году завершился этап масштабной реконструкции. Был введен в строй новый главный корпус, оснащенный новым технологическим оборудованием. В сентябре 1971 года была открыта промплощадка № 2 в Текстильщиках. В сентябре 1973 года филиал АЗЛК открылся в городе Кинешма Ивановской области.

Москвич-2141.
Москвич-2141. Фото: Commons.wikimedia.org/ Lypsik

В 1977 году состоялся техсовет, на котором была принята концепция постепенного перехода на переднеприводную платформу. А так как в СССР еще не было технологического опыта по созданию переднеприводных автомобилей, то в качестве прообраза была взята схема от франко-американской модели Simca 1308. Эта работа заняла около десяти лет. Переднеприводный хэтчбек «Москвич-2141» начал выпускаться на АЗЛК в 1986 году.

Наиболее распространенными были модификации с двигателями УЗАМ объемом 1,5 л и 1,7 л. Меньшая часть выпущенных автомобилей комплектовалась вазовскими моторами объемом 1,6, 1,7 или 1,8 л. В 1997 году на конвейер встала модернизированная версия «Москвич-2141-02», более известная как «Святогор», с более мощным 2,0-литровым двигателем модели Renault F3R272. Правда, из-за низкого качества производства и больших проблем с техникой эти автомобили уже не пользовались большой популярностью. В 2001 году выпуск машин был прекращен и на площадях завода начались работы по монтажу конвейера для выпуска Renault Logan.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах