Отечественные водители на рубеже веков любили называть автомобили по-новому. Официальные имена нравились не всегда, потому как они были подернуты официозом. Автолюбители выдумывали заковыристые прозвища, которые, по их мнению, лучше отражали сущность того или иного транспортного средства. Что же это за прозвища?
«Зубило»
Классические модели Волжского завода в Тольятти уважительно именовались только по числовым обозначениям «трешка», «пятерка». Правда, ВАЗ-2101 прозвали «Копейкой» или «Единичкой». Первое эмоциональное прозвище появилось у переднеприводной модели ВАЗ-2108. За необычный силуэт, длинные двери, кузов купе и скошенную решетку радиатора автомобиль тут же получил прозвище «зубило». Позже оно досталось и «девятке» ВАЗ-2109. И даже когда передняя часть пережила обновление, все «восьмое» семейство так и осталось «зубилом».
Правда, меткие прозвища не слишком сказывались на популярности. Автомобиль раскупался так же хорошо, как и «классика».
«Баржа»
Старые «Волги» народ уважал за надежность и продуманность конструкции. Однако уже после «перестройки» пошли модели, которые вызывали у покупателей удивление и даже разочарование. В итоге появилось обидное прозвище «баржа». Это имя в первую очередь ассоциировалось с моделями 31029 и 3110. Причиной тому — скрипучие задние амортизаторы и широкие задние фары, которые искажали пропорции автомобиля. Кроме того, на получившийся образ работал и глушитель, который выдавал крякающие звуки, похожие на низкочастотный рокот судовых дизелей. А еще автомобиль ломался так же часто, как старая баржа.
Прозвище было настолько удачным, что продержалось до снятия автомобиля с конвейера в Нижнем Новгороде.
«Mатрешка»
Знаменитую «десятку» ВАЗ-2110 в народе окрестили «Mатрешкой» за утолщенный сзади кузов. Некоторые водители ругали ее «Беременной Антилопой» и «Обмылком». К тому времени несимметричный модернистский дизайн, актуальный на конец 80-х годов, уже вышел из моды, и автолюбители не сдерживали себя в выражениях. Правда, единого прозвища за моделью не закрепилось, и водители часто называли ее просто — «десятка».
«Каблук»
Внешний вид ИЖ-2715 был настолько необычен, что тут же отразился в народном названии. Это был непропорциональный автомобиль, где задняя часть с крытым кузовом нависала над кабиной, отчего машина казалась башмаком с гипертрофированным каблуком. Последующие машины повторяли это решение, а вместе с ним жило и прозвище. В 1980-е годы ИЖ-2715 был единственным в СССР легким развозным автомобилем.
Сейчас «каблуками» называют все коммерческие модели, созданные на базе легковых автомобилей. К примеру, это Lada Largus, Citroen Berlingo и VW Caddy.
«Шишига»
Грузовик ГАЗ-66 преимущественно разрабатывался для нужд вооруженных сил и поставлялся в армию. Именно оттуда и пошло это емкое название. «Шишигой» он стал не только из-за созвучия с произношением двух шестерок, которые были в индексе модели — «шестьдесят шестой». Однако «шишиги» это еще и нечистая сила, лесные кикиморы и прочие духи. Автомобиль был настолько капризен и одновременно обладал феноменальной проходимостью, что вызывал противоречивые эмоции у водителей и мотористов. Он всегда удивлял и подбрасывал сюрпризы, в общем, как маленький бесенок — «шишига».
«Кабан» и «Слон»
Нельзя не вспомнить культовые модели немецких машин. Эти прозвища приклеились к самым дорогим Mercedes-Benz S-класса с кузовом W140. Причиной тому — слишком громоздкий корпус и перетяжеленная корма. На фоне изящных одноклассников автомобиль казался слишком большим. Модели темно-серого цвета называли «слонами», а остальные «кабанами» по аналогии с теми, кто на них ездил. Слоном автомобиль называли еще и за первую букву в названии (S-класс).
«Тарас»
В 90-е годы по российским дорогам ездило очень много Ford Taurus. Автомобиль был неказистый, но просторный. Его охотно покупали в Европе и ввозили в Россию, благо, тогда еще не было заградительных пошлин. Эти машины с подачи владельцев тут же переименовались в «Тарасов». Во-первых, так было удобнее произносить сложное английское название, а во-вторых, автомобиль оказался простоват и на фоне немецких конкурентов ассоциировался с недалеким деревенским парнем. Между тем это был революционный автомобиль, который произвел переворот в США и заставил конкурентов отказаться от традиционного американского дизайна.